Рабочая программа старшая подгруппа 2022-2023уч.год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов).
ПРИНЯТО на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
Протокол №1 от 26 августа 2022г

Утверждено:
Заведующий МБДОУ д/с «Колобок»
х.Денисов Приказ 157 «26 » августа 22г
Т.В.Якимова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
старшей подгруппы на 2022/23 учебный год
в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до
школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Составитель: воспитатель Столяренко Е.А.
2022 г.

Оглавление
1.Целевой раздел образовательной программы.
1. Пояснительная записка.
1.1.Цели и задачи реализации программы.
1.2.Принципы и подходы к формированию программы.
1.3.Характеристики особенностей развития детей.
1.4.Планируемые результаты.
2 .Содержательный раздел.
1.1. Образовательная область «Физическое развитие».
1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1.2.1. Игровая деятельность.
1.2.2.Патриотическое воспитание.
1.2.3. Безопасность.
1.2.4. Труд.
1.3.Образовательная область «Речевое развитие».
1.4. Образовательная область «Познавательное развитие».
1.4.1.Развитие элементарных математических представлений
1.5. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
1.5.1.Художественно-изобразительная деятельность.
1.5.2.Детское конструирование.
3. Организационный раздел
3.1.Предметно - развивающая среда детского сада
3.2 .Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки.
3.3.Режим дня.
3.4. Вариативная часть.
1. Целевой раздел программы
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию детей старшей подгруппы
разработана в
соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ д/с «Колобок»
х.Денисов, в соответствии с федеральными государственными стандартами к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Программа построена на основе общеобразовательной программы дошкольного
образования "От рождения до школы", авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С.,
Васильева М.А.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. В соответствии с законом Российской
Федерации "Об образовании" объем обязательной части Программы составляет не
менее 60% времени, необходимого для ее реализации. Соответственно, объем II
части, формируемой участниками образовательного процесса составляет не более
40% общего объема Программы.
Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-

речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение
воспитанниками готовности к школе.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих
ценностей, а также способностей и компетенций.
Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колобок» х.Денисов
разработана в соответствии с:
1. «Законом об образовании РФ» (Принят 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ);Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Росийской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
9от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ)
2. Конвенцией ООН о правах ребенка 1989
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования"
4. Декларацией прав ребенка, 1959 г.
5. Уставом ДОУ
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 26"Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 " Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов
среды обитания"; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3648-20 2Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» постановление
Главного врача РФ от 28.09.2020 №2020
Рабочая программа:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
 сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности;
 соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
 обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольников;
 строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой
и возможностями образовательных областей;
 основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
 предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;

 предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является игра.
1.1.Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Задачи:
• Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
•Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.
•Обеспечение
познавательного,
социально-нравственного,
художественноэстетического и физического развития детей.
• Обеспечение рациональной организации и реализации приоритетного направления.
•Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам.
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного
процесса.
•Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной,
игровой, продуктивной и трудовой).
•Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении
детей.
•Повышение компетентности родителей в области воспитания.
•Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам
воспитания, обучения и развития детей.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.

4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной,
грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитика – синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
8) 1.2.Принципы и подходы к формированию программы
1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка.
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей.
4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
1.3.Характеристики особенностей развития детей

Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более
совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает
заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки,
но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают
движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние
движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок
постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам
начинает
доставлять
ребенку
радость,
способствует
эмоциональному
благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший,
ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и
девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые
дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические
навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные
правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки
самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового
образа жизни.
Познавательно-речевое развитие
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети
могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное,
но и детали.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие
цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей
систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до
десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают
трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются
с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем
дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что
является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст
творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные

правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по
замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в
несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Социально-личностное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в
содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все
более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в
небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют
дифференцированное представление о совей гендерной принадлежности по
существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления
чувств).
Ярко проявляет интерес к игре.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли
до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое
взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией
ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть
проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса.
Проявляет интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются
качественно, быстро,
осознанно.
Активно
развиваются
планирование
и
самооценивание трудовой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может
изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из
частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о
цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить
розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные
впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации.
Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются
оригинальностью, креативностью. В лепке
детям не представляется трудности

создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с
вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку.
Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия.
Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова;
свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением
ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут
импровизировать,
сочинять
мелодию
на
заданную
тему. Формируются
первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Образовательная область «Физическое развитие».
Цель:
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
формирование основ здорового образа жизни.
Задачи: развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и
координация);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
 формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 воспитание культурно-гигиенических навыков;
 формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Принципы физического развития:
1)Дидактические:
 систематичность и последовательность;
 развивающее обучение;
 доступность;
 воспитывающее обучение;
 учет индивидуальных и возрастных особенностей;
 сознательность и активность ребенка;
 наглядность.
2)Специальные:
 непрерывность;
 последовательность наращивания тренирующих воздействий;
 цикличность.
3)Гигиенические:
 сбалансированность нагрузок;
 рациональность чередования деятельности и отдыха;
 возрастная адекватность;
 оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
 осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
 Наглядные:

 наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование
наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
 наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
 тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

Словесные:

объяснения, пояснения, указания;
 подача команд, распоряжений, сигналов;
 вопросы к детям;
 образный сюжетный рассказ, беседа;
 словесная инструкция.
 Практические:
 Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
 Проведение упражнений в игровой форме;
 Проведение упражнений в соревновательной форме
1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания.
5.Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу
детей и взрослых в ДОУ
6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
8. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Направления:
1)
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных
ролей.
2)
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3)
Трудовое воспитание.
4)
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
1.2.1. Игровая деятельность.
Классификация игр детей дошкольного возраста
Игры
Классы
1
Игры,

Виды
2
Игры-

Подвиды
3
С животными и людьми

возникающие по экспериментирования С природными объектами
инициативе
Общения с людьми
ребенка
Со специальными игрушками для
экспериментирования
Сюжетные
самодеятельные игры Сюжетно – ролевые
Режиссерские
Театрализованные
Игры,
Обучающие игры
Автодидактические предметные
связанные с
Сюжетно – дидактические
исходной
Подвижные
инициативой
Музыкальные
взрослого
Учебно - предметные дидактические
Досуговые игры
Интеллектуальные
Забавы
Развлечения
Театральные
Празднично-карнавальные
Обрядовые игры
Культовые
Семейные
Сезонные
Игры народные,
Интеллектуальные
идущие от
Тренинговые игры
Сенсомоторные
исторических
Адаптивные
традиций этноса Досуговые игры
Игрища
Тихие
Забавляющие
Развлекающие
Образовательная область «Социализация»
Развитие игровой деятельности
Продолжать развивать интерес к совместным с другими детьми играм.
Учить самостоятельно воспроизводить и творчески интерпретировать образцы
социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений,
мультфильмов и др.) в играх.
 Сюжетно-ролевые игры
Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные
методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых
замыслов.
Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую
обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей:
ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный
характер труда.

Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и
осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения
играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
 Подвижные игры
Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой
сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр,
комбинирование движений).
 Театрализованные игры
Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой
сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр,
комбинирование движений).Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности,
формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к
другу.
Продолжать развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные
выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли,
сюжета,
средств
перевоплощения;
предоставлять
возможность
для
экспериментирования при создании одного и того же образа.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое
взаимодействие с другими персонажами.
Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности
путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место,
игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
 Дидактические игры
Продолжать знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление
представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать
предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики,
мозаика, пазлы ).
Развивать мышление, восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
Развивать навыки самостоятельной деятельности; психических процессов и
эмоционально-волевой сферы.
Развивать творческие способности детей; совершенствование умений совместной и
самостоятельной игры; познание окружающего мира в игре.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и
смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать
детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного
учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо
выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, настоящем и
будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления
детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые;
девочки нежные, женственные).
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного
пола.
Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях)
и ее истории. Дать представление о том, что семья — это все, кто живет вместе с
ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать
игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива,
развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с
детским садом и его сотрудниками. Привлекать к обсуждению оформления групповой
комнаты и раздевалки. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в
помещениях детского сада.
Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям
о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину
(пограничники, моряки, летчики).
1.2.2.Патриотическое воспитание.
ЦЕЛЬ:
способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной,
интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной
гордости, любви к Отечеству, родному краю, селу своему народу.
ЗАДАЧИ:
заложить основы гражданско - патриотической позиции личности,
освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного
города;
получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории,
культуре, географии, традициях,
достопримечательностях, народных промыслах,
архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.
Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.






Для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:
проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать
помощь, поддержку другому человеку;
уважение к достоинству других;
стремление к познанию окружающей действительности;
решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;
бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей,
чужим и своим вещам.

Основу содержания гражданско- патриотического воспитания составляют
общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих
особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно
выделить следующие:
 «Человек» - абсолютная ценность, «мера всех вещей». Сегодня гуманизму
возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становиться целью.
Личность ребенка становится реальной ценностью.

 «Семья» - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где
закладываются основы будущей личности. Необходимо возрождать в людях
чувства чести рода, ответственность за фамилию, перестроить взгляды на роль
семьи, ее природное назначение.
 «Труд» - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой
жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача
педагога - воспитывать у детей уважение к людям, прославившим наш тульский
край честным трудом.
 «Культура» -богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и
материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей
человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога- помочь
воспитанникам в овладении духовной культурой своего народа, при этом надо
иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального
характера- высокая духовность.
 «Отечество» - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему
судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога- воспитание
уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа,
любви к родному краю, формирование представлений о явлениях общественной
жизни , т.е. воспитание патриотических чувств.

 «Земля» - общий дом человечества. Это земля людей и живой природы. Важно
подвести детей к пониманию, что будущее Земли зависит от того, как к ней
относятся люди. На данном этапе неоценимо экологическое воспитание,
формирование интереса к общечеловеческим проблемам.
Роль праздников в патриотическом воспитании дошкольников
Тематика праздников в ДОУ ориентирована на все направления развития ребенка,
посвящена различным сторонам человеческого бытия:
- явлениям нравственной жизни;
- окружающей природе;
- миру искусства и литературе;
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям;
- наиболее важным профессиям;
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка;
При составлении календаря праздников музыкальный руководитель и педагоги
учитывают следующее:
- возраст детей;
- знание педагогом и детьми истории возникновения праздников;
-дату проведения;

- период подготовки;
- форму проведения;
- интегративный характер проведения праздника.
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с
Ростовской областью и родным хутором.
№

Тема

Старшая группа

1

Я, моя семья

Понятия «семья», «родной дом». Семья- группа
живущих вместе родственников. Значение семьи для
человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и
стены помогают», «Мой дом - моя крепость»

2

Родной край,
Мартыновский
район

Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в
прошлое родного края. Исторические памятники,
Символика.

3

Природа
Растительный и животный мир. Красная книга
родной области Ростовской области. Охрана природы области. Зеленая
аптека (лекарственные растения). Особенности
ландшафта.

4

Быт, традиции

Функциональное предназначение предметов русского
быта. Сочетание сезонного труда и развлечений нравственная норма народной жизни. Традиционные
народные праздники. Чаепитие на Руси.

5

Русский
народный
костюм

Знакомство с историей костюма. Орнамент и его
предназначение. Одежда наших предков.

6

Народная
игрушка

Народная игрушка, обрядовые, пасхальная куклакрестец, кукла плодородия. Соломенные и деревянные
игрушки и тд.

7

Народные игры Народные обрядовые игры. Знакомство с разными
видами жеребьевок (выбором ведущего игры).
Разучивание считалок, слов к играм.

8

Земляки,
прославившие
нашу область,
хутор

Донские писатели, поэты и художники, герои Великой
Отечественной Войны. Наши современники- земляки,
прославившие наш хутор.
1.2.3. Безопасность

Цели:
1) Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
2) Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности
окружающего мира)
Задачи:
1) формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них;

2) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
3) передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства;
4) формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Основные направления работы по ОБЖ
 Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного
поведения;
 Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного
восприятия окружающей обстановки;
 Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного
поведения;
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного
поведения
 Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а
воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
 Анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их
в реальной обстановке.
 Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую
возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям
полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону
правил.
 Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность,
реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Примерное содержание работы
1) Ребенок и другие люди:
 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
 Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
 Ребенок и другие дети, в том числе подросток.
 Если «чужой» приходит в дом.
 Ребенок как объект сексуального насилия.
2) Ребенок и природа:
 В природе все взаимосвязано.
 Загрязнение окружающей среды.
 Ухудшение экологической ситуации.
 Бережное отношение к живой природе.
 Ядовитые растения.
 Контакты с животными.
 Восстановление окружающей среды.
3) Ребенок дома:
 Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
 Открытое окно, балкон как источник опасности.
 Экстремальные ситуации в быту.

4) Ребенок и улица:
 Устройство проезжей части.
 Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
 Правила езды на велосипеде.
 Милиционер-регулировщик.
 Правила поведения в транспорте.
 Если ребенок потерялся на улице.
1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1) Овладение речью как средством общения и культуры.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической
речи.
4) Развитие речевого творчества.
5)
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
6) Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки
обучения грамоте.
7) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Принципы развития речи.
1) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2) Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3) Принцип развития языкового чутья.
4) Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.
5) Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7) Принцип обогащения активной языковой практики
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ.
1) Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в
соответствии с контекстом высказывания,
с ситуацией, в которой происходит общение.
2) Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и
произношения.
3) Формирование грамматического строя:
 морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
 синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
 словообразование.
4) Развитие связной речи:
 диалогическая (разговорная) речь;

 монологическая речь (рассказывание).
5) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение
звука и слова, нахождение места звука в слове.
6) Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи.
1) Наглядные:
 непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);
 опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2) Словесные:
 чтение и рассказывание художественных произведений;
 заучивание наизусть;
 пересказ;
 общая беседа;
 рассказывание без опоры на наглядный материал.
3) Практические:
 дидактические игры;
 игры-драматизации, инсценировки,
 дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи:
1) Общение взрослых и детей.
2) Культурная языковая среда.
3) Обучение родной речи в организованной деятельности.
4) Художественная литература.
5) Изобразительное искусство, музыка, театр.
6) Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с
художественной литературой.
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи.
1) Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания,
приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и
переживаний
2) Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса
3) Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное
словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте
4) Развитие литературной речи
Формы работы:
1) Чтение литературного произведения.
2) Рассказ литературного произведения.

3) Беседа о прочитанном произведении.
4) Обсуждение литературного произведения.
5) Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра.
6) Игра на основе сюжета литературного произведения.
7) Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
8) Сочинение по мотивам прочитанного.
9) Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к
художественному
слову
1) Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как
традиция.
2) В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и
особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой
не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
3) Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в
пользу свободного не принудительного чтения.
1.4. Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей,
которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и
интеллектуально-творческие.
Задачи:
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.).
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных
традициях и праздниках.
6) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
1.4.1.Развитие элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной
деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми
количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи РЭМП
1) Формировать представление о числе.
2) Формировать геометрические представления.
3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления,
представления об изменении количества, об арифметических действиях).
4) Развивать сенсорные возможности.
5) Формировать навыки выражения количества через число (формирование
навыков счета и измерения различных величин

6) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и
закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с
элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных
величин.
7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное
мышление, мышление по аналогии –
8) предпосылки творческого продуктивного мышления.
Принципы организации работы по развитию элементарных математических
представлений
1) Формирование математических представлений на основе перцептивных
(ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления
2) Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала,
позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»
3) Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение
перцептивных действий
4) Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их
разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
1) Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
2) Демонстрационные опыты.
3) Сенсорные праздники на основе народного календаря.
4) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или
повторения и закрепления.
5) Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая
группы).
6) Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о
прикладных аспектах математики.
7) Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
1.5. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.
2)
3)
4)
5)
6)

Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о видах искусства.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития
1) Эстетическое восприятие мира природы:
 Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой

 Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе,
основы экологической культуры
2) Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли
животного, растения, передавать его облик, характер, настроение
3) Эстетическое восприятие социального мира:
 Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях
 Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других
людей
 Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира
 Формировать знания о Родине, Москве
 Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих
предметов
 Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества,
назначение
 Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире
 Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки
4) Художественное восприятие произведений искусства
 Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений
искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним
устойчивый интерес
 Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства
 Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства
 Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства
поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом,
радостном, печальном и т.д.
 Развивать представления детей об архитектуре
 Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма
 Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые
вещи
 Содействовать эмоциональному общению
5) Художественно-изобразительная деятельность
 Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной
деятельности
 Развивать эстетические чувства
 Учить создавать художественный образ
 Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной
деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать
 Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать
общественные события
 Развивать художественное творчество детей
 Учить передавать животных, человека в движении
 Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные
материалы

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Предметно - развивающая среда детского сада

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ,
группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.

В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей
раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и
творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для
игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого,
интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей
психических процессов.
 Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел
возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по
общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая
деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются
материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры,
технические устройства и игру
3.2. Планирование образовательной деятельности
Базовый вид деятельности
Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
Математическое развитие
Социально – коммуникативное развитие (ОБЖ)
Основы науки и естествознания
Развитие речи
Речевое развитие (основы грамотности)
Рисование
Аппликация/лепка
Музыка
ИТОГО:

Периодичность
2 раза в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
15 занятий в неделю

Понедельник

Непосредственная организованная образовательная деятельность старшей разновозрастной
группы «Вишенка»
на 2022-2023 гг.
Дни недели
Образовательная область.
Время
1. Речевое развитие. Развитие речи
Динамическая пауза
2. Художественно-эстетическое развитие
(Рисование)
3. Физическое развитие
Физическая культура (на прогулке)

9.00 – 9.25
9.25 - 9.35
9.35 – 10.00
10.30-10.55

Вторник
Среда
Четверг
Пятница

1. Познавательное развитие
(ФЭМП) Финансовая грамотность
Динамическая пауза
2. Физическое развитие
Физическая культура

9.00– 9.25

1. Познавательное развитие
(Формирование элементарных математических
представлений)
Динамическая пауза
2.Художественно-эстетическое развитие
Музыка.
3. Художественно-эстетическое развитие
Лепка/аппликация (вторая половина дня)

9.00– 9.25

1. Речевое развитие. Развитие речи.
Динамическая пауза
2.Познавательное/ социально-коммуникативное
развитие
Ознакомление с родным краем. ПДД. ОБЖ.
3.Физическое развитие.
Физическая культура
1.Речевое развитие (Основы грамотности)
Динамическая пауза
2.Художественно-эстетическое развитие
Музыка
3. Художественно-эстетическое развитие
Рисование (вторая половина дня)

9.00 – 9.25
9.25 - 9.35

9.25 - 9.35
9.35 – 10.00

9.25 - 9.35
9.35 – 10.00
15-35-16-00

9.35 – 10.00
10.15-10.40
9.00 – 9.25
9.25 - 9.35
9.35 – 10.00
15-35-16.00

3.3. Режим дня (холодный период года) на 2022-2023 учебный год
Группы

Средняя подгруппа
(4-5 лет)

Старшая подгруппа
(5-6 лет)

Длит
мин.
0.30

7.30-8.00

Длит
мин.
0.30

7.30-8.00

Подготовительная
подгруппа (6-7
лет)
Длит
Время
мин.
0.30
7.30-8.00

Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак ,дежурство
Утренний круг
Игры, кружки, занятие

0.10
0.30

8.00-8.10
8.10-8.40

0.10
0.20

8.00-8.10
8.10-8.30

0.10
0.20

8.00-8.10
8.10-8.30

0.20
1.10

8.40-9.00
9.00-10.10

0.20
1.40

8.30-8.50
8.50-10.30

0.20
1.40

8.30-8.50
8.50-10.30

Второй завтрак

0.10

10.10-10.20

0.10

10.30-10.40

0.10

10.30-10.40

Подготовка к прогулке, прогулка

1.50

10.20-12.10

1.50

10.40-12.30

1.50

10.40-12.30

Возвращение с прогулки, игры, занятия
Подготовка к обеду, обед,
дежурство

0,10

12.10-12.30

0.20

12.30-12.50

0.20

12.30-12.50

0.40

12.30-13.10

0.30

12.50-13.20

0.30

12.50-13.20

Режимные процессы
Приём детей, свободная игра

Время

Время

Подготовка ко сну, чтение
перед сном. Сон.
Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры
Подготовка к полднику, полдник
Самостоятельная детская деятельность, игры, досуги, общение по выбору и интересу
детей, индивидуальное общение воспитателя с детьми.
Вечерний круг

2.00

13.10-15.10

1.50

13.20-15.10

1.50

13.20-15.10

0.20

15.10-15.30

0.20

15.10-15.30

0.20

15.10-15.30

0.20

15.30-15.50

0.20

15.30-15.50

0.20

15.30-15.50

1.0

15.50-16.50

1.0

15.50-16.50

1.0

15.50-16.50

0.10

16.50-17.00

0.10

16.50-17.00

0.10

16.50-17.00

Подготовка к прогулке. Прогулка. Итог дня. Прощание

0,30

17.00-17.30

0.30

17.00-17.30

0.30

17.00-17.30

Режим дня (тёплый период года) на 2022-2023 учебный год
Группы

Средняя подгруппа
(4-5 лет)
Длит
Время
мин.
0.30
7.30-8.00

Старшая подгруппа Подготовительная
(5-6 лет)
подгруппа (6-7 лет)
Длит
Время
Длит
Время
мин.
мин.
0.30
7.30-8.00
0.30
7.30-8.00

Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство(гигиенические процедуры)
Утренний круг
Подготовка к прогулке
Прогулка (самостоятельная
деятельность детей, совместная деятельность с детьми,
игры, оздоровительные мероприятия, экскурсии).
Второй завтрак
Прогулка (самостоятельная
деятельность детей, совместная деятельность с детьми,
игры, оздоровительные мероприятия, экскурсии).

0.10
0,30

8.00-8.10
8.10-8.40

0.10
0.20

8.00-8.10
8.10-8.30

0.10
0.20

8.00-8.10
8.10-8.30

0.20
1.10

8.40-9.00
9.00-10.10

0.20
1.40

8.30-8.50
8.50-10.30

0.20
1.40

8.30-8.50
8.50-10.30

0.10
1.50

10.10-10.20
10.20-12.10

0.10
1.50

10.30-10.40
10.40-12.30

0.10
1.50

10.30-10.40
10.40-12.30

Возвращение с прогулки, игры
Подготовка к обеду, обед,
дежурство
Подготовка ко сну. Сон.
Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры
Подготовка к полднику, полдник
Самостоятельная детская деятельность, игры, досуги, общение по выбору и интересу
детей, индивидуальное общение воспитателя с детьми.
Вечерний круг

0.10

12.10-12.30

0.20

12.30-12.50

0.20

12.30-12.50

0.40

12.30-13.10

0.30

12.50-13.20

0.30

12.50-13.20

2.00
0.20

13.10-15.10
15.10-15.30

1.50
0.20

13.20-15.10
15.10-15.30

1.50
0.20

13.20-15.10
15.10-15.30

0.20

15.30-15.50

0.20

15.30-15.50

0.20

15.30-15.50

1.00

15.50-16.50

1.00

15.50-16.50

1.00

15.50-16.50

0.10

16.50-17.00

0.10

16.50-17.00

0.10

16.50-17.00

Подготовка к прогулке. Прогулка. Итог дня. Прощание

0.30

17.00-17.30

0.30

17.00-17.30

0.30

17.00-17.30

Режимные процессы
Утренний прием детей на
прогулке, осмотр

Режим двигательной активности:
Формы работы
Виды занятий

Количество и
длительность занятий в

Физкультурное
Занятие
Физкультурно –
оздоровительная
работа в режиме дня

Активный отдых

Самостоятельная
двигательная
деятельность

В помещении
На улице
Утренняя гимнастика
(по желанию детей)
Подвижные и спортивные игры
и упражнения на прогулке
Физминутки в середине
статического занятия
физкультурный досуг
Физкультурный праздник
День здоровья
самостоятельное
использование
физкультурного и спортивноигрового оборудования
самостоятельные подвижные и
спортивные игры

минутах
2 раза в неделю, 25-30
мин
1 раз в неделю, 25 -30
Ежедневно , 8 -10 мин
Ежедневно – 2 раза (утром
и вечером)
1 -3 ежедневно в
зависимости от вида и
содержания занятия
1 раз в месяц 25-30
2 раза в год до 60 мин
1 раз в квартал
Ежедневно

Ежедневно

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих
процедур

Ежеднев
но
Ежеднев
но

Гигиенические процедуры

Ежеднев
но

Ситуативные беседы при
проведении режимных
моментов

Ежеднев
но

Чтение художественной
литературы

Ежеднев
но

Дежурства

Ежеднев
но

Интеграция образовательных областей
«речевое развитие», «познавательное
развитие», «социально – коммуникативное
развитие», «художественно –эстетическое
развитие»,
«речевое развитие», «познавательное
развитие», «социально – коммуникативное
развитие», «художественно –эстетическое
развитие»,
«речевое развитие», «познавательное
развитие», «социально – коммуникативное
развитие», «художественно –эстетическое
развитие»,
«речевое развитие», «познавательное
развитие», «социально – коммуникативное
развитие», «художественно –эстетическое
развитие»,
«речевое развитие», «познавательное
развитие», «социально – коммуникативное

Прогулки

Ежеднев
но

развитие», «художественно –эстетическое
развитие»,
«речевое развитие», «познавательное
развитие», «социально – коммуникативное
развитие», «художественно –эстетическое
развитие»,
«речевое развитие», «познавательное
развитие», «социально – коммуникативное
развитие», «художественно –эстетическое
развитие»,

Самостоятельная деятельность детей
Игра
Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в
уголках развития

3.4

Ежедневно

«речевое развитие»,
«познавательное
развитие», «социально –
коммуникативное
развитие»,
«художественно –
эстетическое развитие»,
«речевое развитие»,
«познавательное
развитие», «социально –
коммуникативное
развитие»,
«художественно –
эстетическое развитие»,

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Кружок «Родная старина» по нравственно-патриотическому воспитанию для
детей старшей группы «Вишенка». Руководитель Столяренко Елена Анатольевна .
Рабочая программа кружка «Родная старина».
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической
мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал.
В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного
воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению
Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит
развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем
источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса
детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого
развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве
раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

Цель: нравственно-патриотическое воспитание личности через активизацию
познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской
народной культуры.
Задачи:
 побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;
 приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
 способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
 способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
 показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,
выраженное в песнях, потешках, закличках;
 знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них
отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
 сформировать чувство национального достоинства;
 способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребенком в условиях семьи и детского сада;
 разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;
 проанализировать полученные результаты.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет Программа знакомства ребёнка с основами
русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости,
последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном
развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного
материала от простого к сложному, наглядности.
Проводится НОД один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится
34 занятий. Продолжительность 25 минут (в зависимости от возраста детей.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными
промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом
русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.
Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной
музыки, народным играм и промыслами.
(Программа прилагается).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».