Рабочая программа 1 младшая подгруппа 2022-2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)
СОГЛАСОВАНО:
на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Колобок»
х.Денисов
Протокол№ 1 от 26.08.2022

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
д/с «Колобок» х.Денисов
------------Якимова Т.В.
Приказ № 157 от 26.08.2022

Рабочая программа
первой младшей подгруппы на 2022-23 учебный год
в соответствии с основной общеобразовательной программой «От
рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой

Составитель: воспитатель Черемисина Н.Г
2022

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной
общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с
учетом Федерального Закона « Об образовании в Российской
Федерации»( принят 29декабря 2012г №273 –Ф3),Федерального закона « О
внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020г. № 304 –Ф3 ,
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, Конвенции о правах ребенка, ФГОС ДО,
Комментариев к ФГОС ДО от 28.02.2014года, постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 « Об
утверждении СанПиНа 1.2.1.3685-21 « Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопастности и безвредности для человека факторов среды
обитания» Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1
3648-202 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения ,отдыха и оздоровления детей и молодежи»
постановление Главного врача РФ от 28.09.2020 №2020, Устава МБДОУ
Детский сад «Колобок» х. Денисов. Основу рабочей программы составляет
подбор материалов для развернутого перспективного планирования,
составленного по примерной основной общеобразовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа прописана по образовательным областям: физическое
развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие ( ФГОС ДО). Рабочая
программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и
рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по
программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые
ориентиры развития ребенка.
Подбор материалов осуществлен с учетом пособия известных авторов составителей В.И. Мустафеевой, М.Н. Павловой, И.А.Осиной, Е.В. Горюновой.
(Волгоград: Учитель, 2011) «Перспективное планирование воспитательно –
образовательного процесса по программе « От рождения до школы» под
редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Содержание.
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка.
Возрастные особенности. Режим группы.
Физическое развитие. Целевые ориентиры.
Социально – коммуникативное развитие. Целевые ориентиры.

5. Познавательное развитие. Речевое развитие. ( интеграция) . Целевые
ориентиры.
6. Художественно-эстетическое развитие. Целевые ориентиры.
7. Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на
прогулках. Пояснительная записка.
8. Работа с родителями.
9. Целевые ориентиры освоения программы.
10.Список литературы .
Пояснительная записка.
Цели и задачи рабочей программы:
Цели: Создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
 Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие
двигательной и гигиенической культуры детей;
 Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру,
воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и
доброжелательности к людям;
 Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоциональноценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и
художественной литературе;
 Развитие познавательной активности, познавательных интересов,
интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы,
стремления к активной деятельности и творчеству;
 Совершенствовать работу по патриотическому воспитанию дошкольников
через интеграцию образовательных областей с учетом национального
регионального компонента;
 Совершенствовать речевое развитие дошкольников, через приобщение к
театрализованной деятельности;
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики) . 3. Соответствует критериям полноты, необходимости и
достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми (игра).
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные
ценности и традиции в образовании.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для реализации основных направлений проекта рабочей программы
первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и
творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного
процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями
каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного
учреждения в целом;
Проект рабочей программы предусматривает организацию и проведение
психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет.
Содержание пяти образовательных областей распределено по основным
направлениям:
 «Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»);
 «Социально – коммуникативное развитие» («Социализация», «Труд»,
«Безопасность»);

 «Познавательное развитие» - («Окружающий мир», «Формирование
элементарных математических представлений»;
 « Речевое развитие»(«Коммуникация», «Развитие детской речи», «Чтение
художественной литературы»);
 «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество»,
«Музыка»).
По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых
направлений и целевые ориентиры детского развития. В рабочей программе
представлен план организации деятельности детей на прогулке.
Возрастные особенности детей.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и
взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов
действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные
действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя
натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой
взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для
подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих
предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах
видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется
регуляция поведения в результате обращения взрослых к
ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ
взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают
основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности:
игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия,
которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами
заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что
ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой
либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» —
окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,
что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор
из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический
слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят
их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность
заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации
разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются
эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием
орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,
начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией
с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок
осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него
формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может
продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость
выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня,
оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов
подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду
организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также
эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся
компоненты:
 время приёма пищи;
 укладывание на дневной сон;
 общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в
помещении при выполнении физических упражнений.
Период раннего детства – самый счастливый в пока еще короткой жизни
малыша. Это время «проживается» в радостном общении со взрослыми и
сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанного.
Дети 2–3 лет особенно нуждаются во всестороннем педагогическом
воздействии. Но педагоги, психологи, медицинские работники отмечают, что

потребности в развитии не совпадают с физическими возможностями детей. Два
или три вида занятий с небольшими перерывами представляют собой огромную
нагрузку на формирующийся организм маленького человека. Продуктивность
достигается лишь упорным трудом, и тогда занятие, рассчитанное на 10–15
минут, может растянуться до получаса.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений признаются, как тяжело
добиться сосредоточения внимания детей раннего возраста сначала на одном
занятии, а после небольшой паузы – на другом.
Однако время не стоит на месте, и дошкольные образовательные учреждения
меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155). Программа должна строиться с учетом принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей; предполагать построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми.
Педагоги, имеющие опыт проведения комплексных игровых мероприятий,
отмечают, что совмещение нескольких видов деятельности, связанных одним
сюжетом, не утомляет малышей, а способствует проявлению стойкого интереса.
Авторы-составители пособия предлагают комплексное планирование
организованных
видов
детской
деятельности
по
примерной
общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до
школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.:
Мозаика-Синтез, 2014), примерное комплексно-тематическое планирование
содержания, конспекты организованной образовательной деятельности детей.
С учетом примерного перечня основных видов организованной
образовательной деятельности согласно принципу интеграции развитие детей
осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и
фольклора, конструктивной.
Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет реализовать
с л е д у ю щ и е ц е л е в ы е о р и е н т и р ы : «Способный проявлять настойчивость
в достижении результата своих действий», «Овладевший простейшими
навыками самообслуживания», «Способный эмоционально откликаться на
различные произведения культуры и искусства», «Овладевший активной речью,
включенной в общение», «Стремится использовать специфические, культурно
фиксированные предметные действия», «Стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий», «Стремится к общению со взрослыми и
сверстниками», «Способный осваивать различные виды движения».

При составлении примерного комплексно-тематического планирования
содержания организованной деятельности использовались следующие
образовательные области*:
– Социально-коммуникативное развитие.
– Познавательное развитие.
– Речевое развитие.
– Физическое развитие.
– Художественно-эстетическое развитие.
Творческий подход, мастерство и желание педагогов осуществить
комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей младшего
дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким
образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать
многогранность мира, что позволит с самого раннего детства заложить основы
мотивированного обучения.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В первой младшей подгруппе МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов (холодный период)
Младшая дошкольная подгруппа
Прием детей, свободная игра
Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Утренний круг
Игры, кружки, занятия
Второй завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, игры, занятия
Подготовка к обеду. Обед
Подготовка ко сну, чтение перед сном.Дневной сон.
Постепенный подъем, профилактические физкультурнооздоровительные процедуры.
Подготовка к полднику. Полдник
Самостоятельная детская деятельность, игры, досуги, общение
по выбору и интересу детей, индивидуальное общение
воспитателя с детьми
Вечерний круг
Подготовка к прогулке. Прогулка. Итог дня. Прощание.

7.30 - 8.00
8.00 - 8.10
8.10 - 8.40
8.40-9-00
9-00-10-00
10.00 -10.10
10.10 - 12.00
12-00-12-20
12.20 – 13.00
13.00 - 15.10
15.10 - 15.30
15.30 - 15.50
15.50 - 16.50
16-50-17-00
17.00 -17.30

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во второй младшей подгруппе МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов (тёплый период)
Младшая дошкольная подгруппа
Прием детей, осмотр, игры, беседы
Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак

7.30 - 8.00
8.00 - 8.10
8.10 - 8.40

Утренний круг
Подготовка к прогулке, прогулка
Второй завтрак
Прогулка (Самостоятельная деятельность с детьми, игры,
оздоровительные мероприятия, экскурсии)
Возвращение с прогулки, игры
Подготовка к обеду. Обед,
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика
Подготовка к полднику. Полдник
Самостоятельная детская деятельность, игры, досуги, общение по
выбору и интересу детей, индивидуальная общение воспитателя с
детьми
Вечерний круг
Подготовка к прогулке. Прогулка. Итог дня. Прощание.

8.40 - 9.00
9.00 – 10.00
10.00-10.10
10.10-12.00
12.00-12.20
12.20 – 13.00
13.00 - 15.10
15.10 - 15.30
15.30 - 15.50
15.50 -16.50
16.50-17.00
17.00-17.30

Четверг

Среда

Вторник

Понедельник

Непосредственная организованная образовательная
деятельность 1 младшей подгруппы 2022-2023уч.г
1.Ознакомление с природой

9.00 – 9.10

2.Динамическая пауза

9.10 – 9.20

3. Физическая культура

9.20 – 9.30

1. ИЗО (рисование)

9.00 – 9.10

2. Динамическая пауза

9.10 – 9.20

3. Физическая культура

9.20 – 9.30

1.

9.00 – 9.10

Чтение худ. литературы

2. Динамическая пауза

9.10 – 9.20

3.Музыка.

9.20 - 9.30

1. Лепка/конструирование

9.00 – 9.10

2. Динамическая пауза

9.10 – 9.20

3. Развитие речи.

9.20 - 9.30

Пятница

1. Формирование элементарных математических
представлений.

9.00 – 9.10

2. Динамическая пауза

9.10 - 9.20

3. Музыка.

9.20 – 9.30

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ПОДГРУППЫ НА 2022 – 2023 УЧ. ГОД.
Воспитатель :Черемисина Наталья Гейзовна
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития
замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако
опорно-двигательный аппарат развит еще сравнительно слабо, двигательный
опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны,
эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.
Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду
движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по
физическому воспитанию.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления
«Здоровье» и «Физическая культура», содержание которых направлено на
достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры
здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,
гармоничное физическое развитие. Эти цели достигаются через решение
следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными
движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании .
К концу года дети первой младшей группы должны уметь:
• самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
• проявлять навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его
при небольшой помощи взрослых);
• при небольшой помощи взрослого пользоваться индивидуальными
предметами (носовым платком, полотенцем, салфеткой, расческой, горшком);
• самостоятельно есть;

• ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;
• прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед;
• брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч;
• ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее
на полу .
Целевые ориентиры развития ребенка: владеет соответствующими возрасту
основными движениями, самостоятельно и при небольшой помощи взрослого
выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными
возрасту навыками обслуживания, принимает участие в подвижных, сюжетных
играх; проявляет интерес к окружающему миру природы; принимает активное
участие в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании); проявляет
активность при выполнении простейших танцевальных движений,
эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту сказки, музыкальные
произведения; соблюдает элементарные правила поведения во время еды,
умывания; сооружает элементарные постройки.
Программные задачи: учить ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей,
прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед; брать, держать,
переносить, класть, бросать, катать мяч, ползать, подлезать под натянутую
веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу; учить самостоятельно есть,
одеваться и раздеваться в определенной последовательности; формировать
навыки опрятности, умение пользоваться индивидуальными предметами
(платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком); формировать навыки
безопасного поведения в подвижных играх, при использовании спортивного
инвентаря; создавать условия для развития нравственных качеств,
активизировать мышление детей, поощрять речевую активность в процессе
двигательной активности, привлекать внимание к эстетической стороне
элементарных физкультурных предметов (флажки, кубики, палочки и т. д.);
развивать ритмику движений под музыкальное сопровождение.
1. Построение в колонну по одному (с проговариванием отрывка из сказки
«Репка»: «.. .дедка за репку, бабка за дедку, внучка за Жучку...» и т. д.).
2. Ходьба в колонне друг за другом по зрительной ориентации.
3. Бег в колонне друг за другом по зрительной ориентации под музыкальное
сопровождение («Веселая песенка», муз. А. Филиппенко).
4. ОРУ с небольшими мячами в руках».
5. Ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2 м).
6. Прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя.
7. Катание мяча двумя руками (с проговариванием слов из сказки «Репка»:
«...тянут, потянут, вытянуть не могут...»).
8. Подвижная игра «Доползи до репки (мяча)».
9. Релаксация «Ох, устали мы тянуть, дайте-ка нам отдохнуть!» (самомассаж с
расслаблением; перекатываются на бок, на живот, потягиваются, встают)
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи социально - коммуникативного развития детей решаются дошкольной
педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с
воспитанием и обучением. Среди показателей социально-коммуникативного
развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с
близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в
единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов,
ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе,
о событиях собственной жизни и своей деятельности, а также о явлениях
общественной жизни.
Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления
предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание
окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.
Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет
индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого
знает. Ребёнок выделяет себя как персону.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» включает в
себя направления: «Социализация», «Труд», «Безопасность», содержание
которых направлено на формирование положительного отношения к труду,
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Эти
цели достигаются через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей
и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека;
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
К концу года дети первой младшей группы могут:
• играть рядом, не мешая друг другу, подражать действиям сверстников;
• эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его
действиям, принимать игровую задачу;
• самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять
перенос действий с объекта на объект;
• использовать в игре замещение недостающего предмета;
• общаться в диалоге с воспитателем;

• в самостоятельной игре сопровождать речью свои действия;
• следить за действиями героев кукольного театра;
• выполнять простейшие трудовые действия (с помощью педагогов);
• наблюдать за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы;
• соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;
• соблюдать элементарные правила взаимодействия с растениями и животными .
Целевые ориентиры развития ребенка : проявляет желание играть в подвижные
игры с простым содержанием, интерес к окружающему миру природы,
эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературнохудожественные, музыкальные произведения; самостоятельно или при
небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические
процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания,
принимает участие в играх разного вида, в продуктивной деятельности,
пользуется индивидуальными предметами, соблюдает элементарные правила
поведения во время еды, умывания; с интересом слушает рассказы воспитателя,
рассматривает картинки, иллюстрации; имеет первичное представление об
элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдает
их, выполняет простейшие поручения взрослого . Программные задачи:
побуждать играть рядом со сверстниками, не мешая им, принимать игровую
задачу, самостоятельно выполнять игровые действия с предметами,
осуществлять перенос действия с объекта на объект, использовать в игре
замещение недостающего предмета; формировать навыки общения в диалоге с
воспитателем, в игре; учить следить за действиями героев кукольного театра,
выполнять простейшие трудовые действия (с помощью педагогов), наблюдать за
трудовыми процессами взрослого в уголке природы; учить элементарным
правилам поведения в детском саду,
правилам взаимодействия с растениями и животными, правилам дорожного
движения, способствовать их соблюдению.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ( интеграция).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя
направления «Познание» (сенсорное развитие; развитие познавательноисследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений, целостной
картины мира, расширение кругозора), «Речевое развитие» включает
направления «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Развитие детской речи»
Содержание направлений по познавательному и речевому развитию нацелено на
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие,
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми, формирование интереса и потребности в чтении
(восприятии) книг. Эти цели достигаются через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса.
К концу года дети первой младшей группы могут:
• различать основные формы деталей строительного материала;
• с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя
большинство форм;
• разворачивать игру вокруг собственной постройки;
• образовывать группу однородных предметов;
• различать один и много предметов;
• различать большие и маленькие предметы, называть их размер;
• узнавать шар и куб;
• различать и называть предметы ближайшего окружения;
• называть имена членов семьи и воспитателей;
• узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;
• различать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида);
• различать некоторые деревья ближайшего окружения, природные сезонные
явления;
• поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, на негативные
действия сверстника;
• сопровождать речью игровые и бытовые действия;
• слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
• слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, при повторном
чтении проговаривать слова, небольшие фразы;
• рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога .
Целевые ориентиры развития ребенка : принимает участие в играх (подвижных,
театрализованных, сюжетных, дидактических и т. д.), проявляет интерес к
игровым действиям сверстников, к окружающему миру природы,
эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературнохудожественные произведения, активность при выполнении простейших
танцевальных движений, участвует в сезонных наблюдениях, принимает
активное участие в продуктивной деятельности, может по просьбе взрослого или
по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об

игрушке; сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание
строить самостоятельно; ориентируется в помещении группы и на участке
детского сада .
Программные задачи: учить различать основные формы деталей строительного
материала, с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки,
используя большинство форм, организовывать игру вокруг собственной
постройки, образовывать группу из однородных предметов, различать один и
много предметов, большие и маленькие предметы, называть их размер, узнавать
шар и куб; формировать умение различать и называть предметы ближайшего
окружения, некоторые овощи, фрукты (1-2 вида), некоторые деревья
ближайшего окружения (1-2 вида), называть имена членов своей семьи и
воспитателей, узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их
детенышей; дать элементарные представления о природных сезонных явлениях;
побуждать делиться информацией, говорить о неудобствах, сопровождать речью
игровые и бытовые действия, развивать интерес к слушанию небольших
рассказов без наглядного сопровождения, доступных по содержанию стихов,
сказок, рассказов; учить при повторном чтении проговаривать слова, небольшие
фразы, рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
1. Экскурсия по участку: учить ориентироваться на участке, называть основные
сооружения (лестница, веранда, песочница, горка).
2. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за погодными условиями,
рассматривание деревьев (во время прогулки или из окна).
3. Рассматривание рыбок в аквариуме (учить отмечать их особенности: «имеет
хвостик, глазки, рот, живет в воде», количество («рыбок много»), различать по
цвету, величине, воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума).
4. Конструирование заборчика из кирпичиков. Вопросы: получится ли заборчик,
если поставить один кирпичик? Сколько нужно кирпичиков, чтобы построить
заборчик?
5. Игра «Парные картинки» (дети подбирают к каждой картинке с изображением
игрушек соответствующие предметы одежды или такую же посуду.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эстетическое воспитание - это развитие способов присвоения норм и ценностей.
Принципиальным считается тот факт, что способ присвоения влияет на характер
ценности, ограниченность её присвоения ребенком и определяет его
возможности в дальнейшем развитии.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста - особенно
важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания.
Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и
возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка.
Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление,
формирует потребность образного представления и умения передавать свои
чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную
художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в
себя направления «Художественное творчество» и «Музыка», содержание
которых нацелено на формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в
самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку. Эти цели достигаются через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
-развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству .
К концу года дети первой младшей группы:
• знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
• различают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
• умеют раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей
рук, отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их
ладонями; умеют соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их
друг к другу;
• лепят несложные предметы, аккуратно пользуются глиной;
• узнают знакомые мелодии и различают высоту звуков (высокий - низкий);
• вместе с воспитателем подпевают в песне музыкальные фразы;
• двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движения с первыми
звуками музыки;
• умеют выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши,
поворачивать кисти рук;
• называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен .
Целевые ориентиры развития ребенка: владеет соответствующими возрасту
основными движениями, принимает участие в играх, в продуктивной
деятельности, проявляет активность при подпевании и пении, выполнении
простейших танцевальных движений; проявляет эмоциональную отзывчивость
на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и
грустные мелодии, может по просьбе взрослого или по собственной инициативе
рассказать об изображенном на рисунке . Программные задачи: дать
представление о том, что карандашами, фломастерами, красками и кистью
можно рисовать; учить различать красный, синий, зеленый, желтый, белый,
черный цвета, раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями
кистей рук, отламывать от большого комка глины маленькие комочки,
сплющивать их ладонями, соединять концы раскатанной палочки, плотно
прижимая их друг к другу, лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться
глиной; учить внимательно слушать музыкальные композиции, различать высоту
звуков (высокий - низкий), вместе с воспитателем подпевать в песне
музыкальные фразы, двигаться в соответствии с характером музыки, начинать
движение с первыми звуками музыки, выполнять движения: притопывать ногой,
хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; называть музыкальные инструменты:
погремушки, бубен.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности
для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в
процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего
развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных
движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим
миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным
материалом, так и с игрушками. Поэтому в данном тематическом планировании
в полной мере отражена интеграция образовательных областей, которые делают
наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе
практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в
помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность
прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная
погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы именно на прогулке в первую
очередь прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке
детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года
(например, зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений,
завершающийся знакомством со строением шишки, семян ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в
помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными
явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может
разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к
природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети
показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют
достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети
видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным
признакам (воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой;
ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, сероголубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом
организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического
руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных,
так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать
дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся
деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а
каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических
упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются
имеющиеся у них навыки основных движений; развиваются ловкость, быстрота,

выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные
взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует
учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на
физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и
упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках.
Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью
закрепления правил уличного движения: здесь нужно обозначить перекрестки,
поставить «светофоры», во время игры назначать детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с
учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую
нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее
подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные
условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и
упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит
обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей.
Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце
прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в
самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное
использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей,
обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные
особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать
разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые
выполняет ребенок, помочь обогатить игровой сюжет, наполнить его
разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является
сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой
интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму,
перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений
с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке,
бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуальнодифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса
ребенка к играм и разным
видам деятельности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo -

педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права
родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в
отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга,
научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а
полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия педагогов с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в
детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском
саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Целевые ориентиры освоения программы (общие по ФГОС)
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования:
? ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных
видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен
выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности,
обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
? ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру,
положительно относится к себе и к другим, обладает чувством
собственного достоинства.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
? ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,
воображению,
творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет
разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том
числе

игровую и учебную;
? творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании,
придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать
вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может
выражать свои мысли и желания;
? у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может
контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой
потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных
материалов и т.п.;
? ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
? ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся
близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он
живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п., у ребёнка складываются
предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах
действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования
Целевые ориентиры освоения программы применительно к первой
младшей группе
? ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре;
? ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
? ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности;
? ребёнок хорошо понимает устную речь и может
выражать свои мысли и желания;
? ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся
близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему? зачем?)
Учебно-методическое сопровождение

1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм (см. раздел №3 в табл.
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая
младшая группа, стр. 6-86).
2. Дидактические игры (см. раздел №3 в табл. «Перспективное
планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа,
стр. 6-86).
3. Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной
деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по
программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 60-74).
4. Дидактические материалы по сопровождению познавательноисследовательской деятельности (см. раздел №3 в табл.
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая
младшая группа, стр.60-74 ).
5. Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности
(см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 41-58).
6. Дидактические материалы по сопровождению двигательной
деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по
программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-39).
7. Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной
литературы (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по
программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 60-74).
8. Дидактические материалы по сопровождению музыкальнохудожественной деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное
планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа,
стр. 76-86).
9. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной
деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по
программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 76-86).

Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : 000
«Издательство ACT-ЛТД», 1997.
3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. М. : Просвещение, 1978.
4. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. Программа и
методические рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. :
Просвещение, 1991.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6
лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение,
1988.
7. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского
сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез,
2006.
8. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В.
Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез,
2008.
Ю.Дети и дорога : метод, комплект для воспитателей детских садов. М., 1994.
11. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. - Таллин :
Валгус, 1976.
12. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. :
Детская литература, 1975.
13. Дошкольное воспитание : журн. - 1990. -№ 8 ; 1991. -№ 2, 7.
14. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 1981.
15. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и
методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез,
2008.
16. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е
изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982.
17. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для
воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П.
Новикова. - М. : Просвещение, 1993.

18. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду :
программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М. :
Мозаика-Синтез, 2008.
19. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты
занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие воспитателя
детского сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.
20. Kupилoвa, О. С. Красный — стой, зеленый — можно. Желтый
светит — осторожно : для воспитателей дошкольных учреждений,
учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. Волгоград : Семь ветров, 1995.
21. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р.
Клименко. - М. : Просвещение, 1973.
22. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по
правилам дорожного движения для воспитателей. - Ростов н/Д. :
Феникс, 2004.
23. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду :
программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М. :
Мозаика-Синтез, 2005.
24. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. - М. : Малыш,
1984.
25. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду :
программы и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. - М. :
Мозаика-Синтез, 2008.
26. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим
словом : пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.
27. Маландин, Н. Г. Внимание - дети / Н. Г. Маландин. - М. :
Педагогика, 1975.
28. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения
в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.
Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
29. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МозаикаСинтез, 2011.
30. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их
правилам дорожного движения : метод, разработки / сост. О. Ю.
Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.
31. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в первой младшей группе детского
сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М. : МозаикаСинтез, 2008.
32. Соло.менникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду :
программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. :
Мозаика-Синтез, 2005.

33. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного
движения : пособие для воспитателей детского сада / Э. Я.
Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979.
34. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С.
Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
35. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет.
Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. СПб. : Смарт, 1996.
36. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. М., 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».