Самообразование воспитателя Столяренко Е.А. на 2022-2023 учебный год по теме : "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов)
Принято
на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов
протокол № 1 от 26 .08.2022

Утверждено
приказом № 157 от 26..08.2022
Заведующий МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов
________________________Т.В. Якимова

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель
Столяренко Елена Анатольевна

2022-2023г.

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся Тем полезней ему будет в жизни потом!
Актуальность темы
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с
дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях,
происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше»,
«обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой
реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле
совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует
относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый
процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает
положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок
реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель программы: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой
грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ
финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
 способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
 способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
 способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
 способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена,
платежа и накопления;
 способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой
грамотности в семейной экономике.
 понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
 уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
 сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»,
видеть красоту человеческого творения;
 признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и
вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной
взаимопомощи, поддержки и т. п.);
 рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности,
выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
 применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Условия реализации: дети, воспитатель, родители.
Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.
Срок реализации: 2022-2023г.
Предполагаемый результат:

Воспитатели:
 оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
 повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
 участие в педсоветах, семинарах;
 повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших
дошкольников.
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста.
Дети:
 знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
 знают российские деньги;
 знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
 в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
 бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
 проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).
РППС:
 картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
 оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
 приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
 приобретение и изготовление дидактических игр.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Изучение методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
Дата
Октябрь
2022г.
Январь
2023г.
Апрель
2023г.

Участие в методической работе детского сада
Тема
Форма участия
«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и Открытое занятие
расходы»
«Финансовая грамотность.
Буклет
Экономическое развитие
дошкольников»
«Экономическое развитие
Выступление на педсовете
дошкольников»

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Тема
Наши потребности.

Труд-продукт-товар.

Почему все взрослые
работают?
Работа и заработок.
Когда продукт труда
превращается в
товар.

Содержание работы
Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковского.
Показ сказки «Как коза избушку построила».
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Игра «Заветные желания».
Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и
серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных»,
«Потребности человека»;
Развлечение «Путешествие» (потребности человека)
Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.
Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;
Знакомство детей с понятием «династия»;
Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак
«Почта», В.Маяковский «Кем быть?»
Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;
Игра по картинкам «Назови профессию»;
Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»;
Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»
Беседа о необходимости трудиться;
Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель,
воспитатель, работник полиции);
Игра «Кто больше назовет профессий».
Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке;
Выполнение заданий на листках «Профессии».
Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».
Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и
вопросов;
Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;

Ценность и
украшение товара –
его качество.
В гостях у сказки.
Менеджер –
интересная
профессия.
Игровое занятие.
Сколько заработал –
столько купил.
Игровое занятие.
Что такое реклама?

Кто делает рекламу?

Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);
Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного.
Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного
качества);
Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;
Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от
Федоры?)
Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой «Экономика для
малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме
Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;
Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;
Вспоминаем поговорки и пословицы о труде
Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто
что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «Кому что нужно» (разложить
карточки в соответствии с профессией человека)
Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово»,
«Дымковская игрушка»;
Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа
товара собственного приготовления)
Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный
на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано
Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;
Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов
(положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);
Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы
воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость.
Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;
Чтение и инсценирование сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»;
Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Реклама в сказках.

Если бы у меня было
собственное дело.

Что такое деньги.

Деньги счет любят.
Как правильно
распоряжаться
деньгами.
Игровые занятия.
Бюджет семьи.

В гостях у сказки.
Подведение итогов.

Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой «Экономика для
малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и
обсуждение прочитанного.
Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор
предприятия);
Придумываем рекламу своего предприятия;
Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама», А.Беспаловой «Реклама»
Новогодние каникулы
Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;
Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»);
Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;
Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для
малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как
Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Игровое занятие «Где? Что? По чем?»
Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»
Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский
«Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»;
Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»
Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на
вопросы;
Показ спектакля «Муха-Цокотуха»
Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;

Что такое экономика.
Бизнес и капитал.
Игровые занятия.
Игровые занятия.
Что такое налоги и
почему их надо
платить.
Бартер.

Выгода и убыток.

Игра-занятие:
Бюджет семьи, доход,
расход
Благотворительная
деятельность.
Меценаты.
Благотворительность
приносит не только
добро, но и выгоду.

Игра «Семейный бюджет».
Игра-беседа «Экономика и человек»;
Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;
Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы»
Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;
Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная
рубашка»
Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;
Экономическая игра «КВН»
Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)
Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как
Миша стал бизнесменом»;
Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
Выполнение практических занятий по теме
Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;
Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение;
Игровая ситуация «Бартер»;
Дидактическая игра «Бартер»
Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль;
Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;
Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец
и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи
Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время
помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы;
Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как
Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Благотворительность
. Практические
занятия.
Итоговое занятие.

Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»
Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы
«Путешествие в страну Экономику»
Список литературы

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания //
Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от
А до Я. 2003. №4. с.103.
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих.
– Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград:
Учитель, 2008г.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю.,
Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство –
пресс», 2001. –
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов
на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
«Путешествие в страну Экономику». Дополнительная образовательная программа экономического воспитания детей старшего
дошкольного возраста МАДОУ «Красноярский детский сад №141».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».