Самообразование воспитателя Черемисиной Н.Г. на 2022-2023 учебный год по теме "Активизация словаря детей средствами ознакомления с окружающим миром"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок » х.Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)
Принято
на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов
протокол № 1 от 26 .08.2022

Утверждено
приказом №157 от 26.08.2022
МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов
заведующий Якимова Т.В.

Программа
самообразования воспитателя
разновозрастной группы Черемисиной Н.Г.
Тема: «Активизация словаря детей
средствами ознакомления с окружающим
миром» Сентябрь 2022 года - май 2023 г..

Черемисина Наталья Гейзовна
Первая квалификационная категория.

Пояснительная записка
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м
взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и
сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и
превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для
каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к
не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в
себе, замкнутым, раздражительным.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого
уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у
детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к
речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления.
Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что
способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным
языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной
единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе
работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по
осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки
окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.
Ф.А. Сохин отмечал, что «в младшем дошкольном возрасте
закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью
осмысленно произносимых и понимаемых слов». Речевое развитие
происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры,
общения.
Овладение словом перестраивает все основные психические процессы
ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения,
мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер;
внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы
памяти превращаются в акты произвольного запоминании.

Одна из важнейших особенностей психологического развития детей
четвертого года жизни — увеличение доли произвольных, преднамеренно
выполняемых ребенком действий. Преднамеренность всегда связана с
элементарным осознанием выполняемого действия. Это имеет большое
значение в развитии речи. В этом возрасте резко возрастает
любознательность детей, которую важно использовать для воспитания
интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования
начатков контроля и самоконтроля за речью.
Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его
адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной
действительности. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку,
опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую
ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих
речь детей.
В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал
по проблеме развития речи детей первых лет жизни. В разработке этой
проблемы принимали участие Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.И.
Тихеева, Г.М. Лямина, М.И. Попова и другие.

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач
воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение
родному языку, - одна из главных.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется
названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту.
Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов
обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и
др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью
восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на
данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями
предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
В ходе ознакомления с окружающим миром
происходит
совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь
ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Цель: «Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего
дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по
речевому развитию детей.:

- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения
представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный
словарь детей по различным лексическим категориям;
- развивать умение различать и называть существенные детали и части
предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны),
особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и
их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в
речи простых предлогов);
- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка –
блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;
- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель,
овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы
определенной лексической категории (животные, детеныши животных,
фрукты и т.д.)
Задачи:
1.
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
2.
изучить методы, формы и средства работы по активизации
словаря детей младшего школьного возраста;
3.
систематизировать работу по реализации системы мероприятий
направленных на развитие речи детей через ознакомление с
окружающим миром.
Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение
использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и
сверстниками.

Методы, формы и средства по формированию
словаря детей младшего дошкольного возраста.
Анализируя программу развития речи можно отметить, что в работе по
развитию словаря детей 2-й младшей группы основное внимание уделяется
накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и
представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей
речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.
От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно
переходить к перечислению свойств и качеств предмета (например, в игре
«Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»). При назывании действий
объекта детей учат видеть начало и конец действия, в игре с картинками
(«Что сначала, что потом?»).
Программа развития речи
предлагает на основе расширения
ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и
активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога

находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке
вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку
маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на
верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и
движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как
медвежонок»).
Обогащать словарь детей :
•
существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок),
одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло,
подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина,
автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
•
глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить,
стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по
значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать —
класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь,
пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать,
смеяться, радоваться, обижаться);
•
прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
холодный, горячий);
•
наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи
детей.
Детский лексикон при всех индивидуальных различиях между детьми
содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на
несколько основных словарных групп (наименование окружающих ребенка
людей, звукоподражания, названия птиц и животных, игрушек, продуктов
питания и т.п.).
Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной
связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие
требования к организации и методике проведения занятий:
1.Единство развития словаря с развитием познавательных процессов
(восприятия, представления, мышления).
2.Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей
в процессе занятия.
3.Наличие наглядности как основы для организации речевой и
познавательной активности.
4.Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
Усвоение лексической системы родного языка происходит постепенно,
так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Детям необходимо показать, что каждый предмет, его
свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать
предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть

особенности предметов, выделять характерные признаки, а также действия,
связанные с движениями игрушек, животных, их состоянием, возможные
действия человека. От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы,
величины) нужно переходить к перечислению внутренних качеств предмета,
к его характеристике.
При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети
учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра
с картинками, изображающими последовательные действия.
Лексические упражнения важны не только для развития словаря, но и
для отработки навыков владения словом при построении самого простого
высказывания. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного
и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его
использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое
у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту,
речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения
с языковыми средствами при построении высказывания.
Значительное место в этой работе отводится элементам наглядности
(игрушки, картины), а также речи воспитателя как одному из источников
обогащения словарного запаса детей.
Для постепенного овладения обобщающими понятиями на занятиях
подбираются предметы одной родовой категории (игрушки, посуда, одежда).
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных
занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью
детей воспитатель оперирует специфичными приемами обучения. Приемы
словарном работы должны помочь работы детям выделить нужное слово
в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также
содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том
же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при
этом будет ведущим, основным.
Называние (или образец произношения) нового или трудного слова —
активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести
намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его
без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже
несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой
состав слова. Слоговое произношение нарушает нормы литературного
произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно
медленно, но орфоэпически правильно.
Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим
ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а
также прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз это трудное
слово» и т. д.
Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите,
внутри плиты большая духовка»,— говорит воспитатель, открывая дверцу
духовки и показывая жестом. Иногда называние нужно сопровождать
толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или

сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым
антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки,
через стекло нам их хорошо видно».
Очень часто используют включение слова в предложение, показ его
сочетаний с другими словами. Например, при рассматривании трамвая
воспитатель говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д. Для
запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем
неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также
повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей,
способствует выделению в их создании нужного слова.
Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос.
Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и
подсказывающие (Справа или слева матрешка?).
Для словарной работы можно применять как прием некоторые
упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по
ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3
мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и
назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов
круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на
классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение
предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее
применять в старших группах.
Важное место в педагогическом процессе активизации словаря детей
отводится сказке. Она становится одним из основных средств нравственного
воспитания, имеет терапевтический аспект, так как ее образы обращены к
самой душе ребенка. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии,
способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его
эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые
свойственны развитию личности. Ведь все, что дети слышат от взрослых,
прежде всего они связывают со своей жизнью. Каждая сказка дает
возможность побывать в своей фантазии кем угодно, и принцем, и злым
драконом, и волшебником и феей, и бедной падчерицей и т.д., что в свою
очередь взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости,
благородства и любви.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: словарная работа в
младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию
значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на
качественное развитие словаря.

План работы по самообразованию на 20222023г.
Месяц
Сентябрь –
май
Октябрь

Название темы

Форма работы

Изучение
методической
литературы
Растительный
мир планеты
Земля

Активизация и обогащение словарного
запаса детей. Пальчиковые гимнастики,
логопедические пятиминутки
Оформление папки передвижки для
родителей на тему «артикуляционная
гимнастика»
Памятка - рекомендация по проведению
упражнений артикуляционной гимнастики
Дидактические и словесные игры,
направленные на формирование у детей
представлений о людях разных профессий.

Ноябрь

Транспорт,
профессии

Декабрь
Январь

Зима,
зимующие
птицы.

Февраль

Дикие и
домашние
животные.

Март

Весна,
подводный мир

Доклад на педсовете: «Роль детского сада в
развитии речи дошкольников»
Консультация для родителей на тему «Учим
с ребёнком стихи»

Апрель

Одежда, обувь,
посуда

Семинар с элементами игры на тему:
«Ум на кончиках пальцев»
Консультации для родителей на тему «Роль
семьи в развитии речи ребёнка»

Тема: «Формирование правильного
звукопроизношения у детей средствами
артикуляционной гимнастики».
«Речевые игры. Способы их проведения»
Консультация для педагогов
«Познавательно-речевое развитие
дошкольников»
Родительское собрание «Развитие речи
младших дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром и
природой через игровую деятельность».

Май

Насекомые

Индивидуальные беседы.
Консультация «Что и как читать детям»?
Открытое занятие «Здравствуй солнышко».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».