Самообразование педагога- психолога Манвелян А.Р. по теме «Песочная терапия с элементами музыкотерапии как средство для развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».2022-2023 уч.г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с. «Колобок» х. Денисов)

ТЕМА самообразования педагога-психолога Манвеляян Ануш
Рафиковны: «Песочная терапия с элементами музыкотерапии как
средство для развитии эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста».2022-2023 уч.г.

План Работы
1. Информация о выбранной
работе………………………………………………………………….…3
2. Технология
работы…………………………………………………………………………9
3. Библиографический список(Список литературы)
…………………………………………………….…….... 15
5. Приложение к
работе………………………………………………………………….…..16
5.1. Приложение 1. Тематическое планирование занятий
……………………………...17
5.2. Приложение 2. Конспекты занятий …………………….
……………………………...20
5.3. Приложение 3. Тексты консультаций для
родителей………………………………....55
5.4. Приложение 4. Игры и упражнения для гармонизации эмоционального
состояния
детей в помощь педагогам……………………………………...
……………………….58

РАЗДЕЛ I
Тема : «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в
рамках песочной тер
Началом работы стал запрос воспитателей, родителей и результатов
наблюдений за детьми в режимных моментах. Воспитывающие взрослые
отмечали у детей такие проявления как: плохой сон, неуверенность,
драчливость, отказ даже от интересной деятельности, страхи.
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с
нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка
одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций,
состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти
нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают
трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой
определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из
существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения
и воспитания, его различных сторон.
Проблема нашего социального уклада,
многих семей и детей,
воспитывающихся в семьях, состоит в том, что развитие многих детей
происходит в условиях обделенности ребенка, прежде всего материнской
любовью (или в условиях внутрисемейной депривации). И этот страшнейший
из всех дефицитов нашего времени — дефицит родительской любви — не
проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего, это важно для
осознания того, «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или же
нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для
последующего формирования на этой основе отношения к миру —
доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с
древних времен. Податливость песка будит желание создать из него
миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель
— один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все
приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо
разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При
многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния
душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои
переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от
напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт

символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в
настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка.
Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные,
развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая
различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются
знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его
эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную
терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно
обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах,
заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу
добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Актуальность темы
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника
сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание
является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь
реконструируется здание человеческой личности.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка —
это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или
компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми,
но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам
других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать
действительность и реагировать на неё. Положительные переживания
воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а
отрицательные тормозят процесс развития.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании
внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности,
которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с
глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие,
ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые
процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в
возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка
является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Итак,
центральная
психическая
функция
дошкольников
эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные
впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают
детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта
магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается,

нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому
формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы
необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных,
приоритетных
задач
воспитания,
развития
ребенка.
Реализация
специфических
возрастных
возможностей
психического
развития
происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту
видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной
темы.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для
психического развития ребенка, становления его как личности остается
одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической
литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со
сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как
культурологический феномен, но и как феномен психологический, как
форма духовного опыта человечества. Эти положения отразились в
современном методологическом направлении работы со сказкой,
получившем название сказкотерапия.
Сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, расширения
сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» (Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева). Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного
урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в
то же время, она может выступать инструментом воздействия на
эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением (12).
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно
создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы
дошкольника.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу
в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных
педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и
образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то
новое,
экспериментировать
и
работать
самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность
как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши
нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его
работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются
все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а
также
речь
и
моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в
дальнейшем
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных
навыков
ребенка.

• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию,
что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью
развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного
возраста через использование
песочной терапии и недостаточной
проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
Новизна темы
Новизна опыта состоит в использовании метода песочной терапии в
работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития
эмоционально – волевой сферы.
Теоретическая база опыта
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития
личности
ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и
зарубежными учеными и исследователями (А.В.Запорожец, К.Э.Изард,
П.В.Симонов, Л. С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.М.Амосов,
П.К.Анохин, А.И.Захаров, Н.А.Степанова и др.). И все же это направление
развития ребёнка всё ещё
относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования.
В процессе работы над темой рассматриваются понятия:
 эмоции;
 воля;
 эмоционально – волевая сфера;
 возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности
ребёнка;
 песочная терапия;
 сказкотерапия.
Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания
жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение
их объективных свойств к потребностям субъекта.
Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и
зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев
Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл
Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр
Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер,
Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие.
Чувства - сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у
человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют
предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по

отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и тому
прочему.
Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в
течение значительного времени отдельные психические процессы и
поведение человека. Настроение существенно зависит от общего состояния
здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса
нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На
настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая
деятельность и люди. Настроения могут различаться по продолжительности.
Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека,
индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли,
уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение накладывает
существенный отпечаток на поведение. Настроение может как
стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность
человека.
Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное
переживание какого-либо чувства. С точки зрения влияния на деятельность
человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические
эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил
человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Об астенических
эмоциях говорят в том случае, если человек испытывает своеобразную
скованность, пассивность.
К.Е. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области
эмоций человека. Он выделил «фундаментальные эмоции» такие как:
интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх,
стыд, вина.
Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе
проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют
какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт
сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей
его жизни.
К основным эмоциональным чертам человека относятся такие, как
тревожность, депрессия, любовь, враждебность.
Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два тесно
взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции
и чувства, а другим - воля. Эти формы психического отражения свойственны
всем живым существам. И выражаются не только во внутренних
переживаниях, но и в виде телесных проявлений, таких как изменение
мимики лица, жестов, позы, избыточного потоотделения или нарушения
частоты дыхания и сердцебиения. Эмоционально-волевая сфера личности не
имеет аналогов. Каждый человек по-своему реагирует на один и тот же
психический процесс. Идентичное состояние может у одного индивидуума
вызвать эмоциональный подъем, а у другого стойкую апатию. Одних людей
подстегнет чувство страха и опасности, других оно заставит оцепенеть от
беспомощности.
Воля сознательная

саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации
поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом
как
необходимость
и
возможность,
способность
человека
к
самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И. Еникеев).
Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства,
осуществляется за счет формировании сознательного контроля над
непосредственным поведением при усвоении определенных правил
поведения.
Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий,
сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий,
необходимых для достижения планируемого результата, опережающим
отражением действительности. Каждый волевой акт сопровождается
определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних
препятствий. Каждое действие совершается для достижения определенной
цели - психический образ будущего результата действия или деятельности в
целом.
Возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности
ребёнка
Развитие аффективной сферы ребенка начинается еще до рождения.
Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Важным
новообразованием этого возраста является формирование у ребенка
потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка
формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию
у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для
формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения
малыша к себе и к своим качествам. На втором году жизни, кроме
положительных эмоциональных форм общения, могут возникать
и отрицательные эмоциональные реакции. Находясь в состоянии
недовольства чем-либо, ребенок не только кричит или плачет, но и топает
ногами, дерется, а иногда и кусается. Ребенок способен испытывать такие
эмоции, как радость, любовь, страх, обида и другие.
Начиная
с
четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать
истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо
формируется у ребенка к 6 годам, при этом он лучше распознает
отрицательные эмоции.
В период дошкольного детства у ребенка
формируются многие высшие чувства. Например, ревность, гордость и
самоуважение, себялюбие и эгоизм.
Важное место в
развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства
прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство
комического.
В возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст), доминирует

психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны
повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма,
оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга.
Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием
воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.
Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность
обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на
становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического
развития. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как
сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная
деятельность и сложные формы общения детей. Самым важным личностным
механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение
мотивов.
Дошкольник
начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится
оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение
этим нормам, у него появляются этические переживания. Усвоение
этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают
быстрее и легче при определенных отношениях в семье. В общении с
безусловно любящими их родителями дети получают не только
положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои
поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать
хорошими, а другие плохими.
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший
в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим
собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и
открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую
целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для
самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также
простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции,
переживания.
Песок
может
принимать
любую форму. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Он
непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро
рассыпаются. Но так же быстро из песка можно сделать самые разные
образы, фигурки и даже ситуации.
Песочная терапия замечательно развивает мелкую
моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на
тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся
в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное
мышление
и
многое
другое.
Работа
с
песком
успокаивает
(особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная
солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для

коррекции эмоциональных нарушений детей и совершенствования
взаимоотношений с окружающим миром.
Сказки обучают и воспитывают детей. В процессе обучения ребёнок
готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе
воспитания
основное
воздействие
оказывается
на
систему
смыслообразующих и ценностных ориентаций человека.
Сказка заставляет ребенка сопереживать и откладывать в памяти
варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается
опыт жизненных коллизий и путей их разрешения, развивается творческое
воображение.
Именно воображение в сочетании с памятью (сформированным
представлением о ситуации на основе раннее прочитанного, прослушанного,
наложенного на свои чувства и эмоции) даст ребенку возможность в
кратчайший срок выбрать наиболее правильное и эффективное решение
проблемы, столкнись он с чем-то подобным в жизни.
Огромное значение в занятиях является то, что абсолютно все люди
способны сочинять истории и сказки. И то, что сам этот процесс обладает
колоссальным психотерапевтическим воздействием.
Задачи сказкотерапии:
1. Научить детей строить более конструктивные отношения со
сверстниками и взрослыми.
2. Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных
ситуациях.
3. Снятие психоэмоционального напряжения.
4. Развитие эмоциональной произвольности.
5. Решение частных проблем (страхи, тревожность, агрессивность,
гиперактивность, плаксивость, низкая самооценка).
6.Учить конструктивным способам управления собственным
поведением.
7. Развитие воображения, памяти и речи.
8. Формирование творческого потенциала.
В своей работе специалист по сказкотерапии использует различные
формы и приёмы:
- Сочинение собственных сказок, историй, страшилок.
- Сказки на песке (песочная терапия).
- Решение сказочных задач.
- Имитационные игры.
- Упражнения-тренинги.
- Направленные фантазии на выявление и коррекцию как внутриличностных
проблем, так и межличностных проблем и конфликтов.
Ведущая педагогическая (психологическая) идея опыта
Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание
условий в дошкольном образовательном учреждении для развития

эмоционально-волевой сферы детей
использование метода песочной терапии.

дошкольного

возраста

через

РАЗДЕЛ II
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМЫ
Целью деятельности является
коррекция эмоционально-волевой
сферы детей дошкольного возраста с использованием песочной терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Определить и изучить состояние эмоционально – волевой сферы у
детей дошкольного возраста.
2. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме
песочной терапии.
3. Подобрать и адаптировать программу по песочной терапии для детей
дошкольного возраста.
4. Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний,
содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного
возраста, используя игры с песком.
5. Содействовать формированию активной позиции родителей для
эмоционального благополучия ребенка.
6. Оказать психолого-педагогическую помощи воспитателям в работе с
детьми дошкольного возраста.
Содержание образования и средства достижения цели
Работа по коррекции эмоционально – волевой сферы детей с
использованием песочной терапии организована в трех направлениях (с
детьми, педагогами и родителями) и представлена следующей моделью
психолого-педагогического сопровождения.

Психолог
Дети
Диагностика
Профилактика
и коррекция

Родители

Педагоги

Анкетирование

Консультирование

Консультирование
и просвещение

Просвещение

Организация процесса коррекции эмоционально – волевой сферы
ребенка в детском саду ведется поэтапно.
На констатирующем этапе были выявлены дети с нарушением в
эмоционально-волевой сфере.
В задачи формирующего этапа входило составление коррекционноразвивающей программы, направленной на снижение нарушений в
эмоционально-волевой сфере, а именно: на снижение агрессивных
проявлений, раздражительности и тревожности.
Обследование на первом этапе может проводиться одновременно в двух
направлениях:
Первое – характеристика родителями состояния своих детей
преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей
выявлялись поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.
Второе – оценка педагогами состояния детей в результате наблюдения за
детьми. Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые
отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и
игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со
сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам
беседы с родителями, анкетирования
и результатам наблюдения за
поведением ребенка делается вывод о том, какие дети нуждаются в
коррекционной работе по гармонизации эмоционально-волевой сферы.
Затем проводится диагностика в ходе, которой уточняются данные опроса
педагогов и родителей.
При проведении обследования использовались следующие методики:
1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности
Р.Тэммл,
М.Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень
тревожности ребенка;
2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус»;
3. «Анкета по выявлению агрессивного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой,
Т.М.Титаренко).
На втором этапе проводится профилактическая и коррекционноразвивающая работа, направленная на эмоционально – волевое развитие
детей дошкольного возраста.
Педагогом-психологом проводится комплекс занятий по тематическому
плану (Приложение № ).
Занятия с использованием песочницы проводятся педагогом-психологом
в форме подгрупповой работы (3-4 человека) 1 раз в 2 неделю по 20-25 мин
и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога-психолога с
детьми «группы риска». Проведенное исследование позволило определить
направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен
комплекс занятий коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Основная цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных
состояний и гармонизации эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраста.

В процессе работы решаются следующие задачи:
 переключаться
с
одного
эмоционального
состояния
в
противоположное;
 развивать произвольное управление поведением, способность
сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной
работе;
 научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
Выстраивая коррекционную работу с детьми, составлена система
коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей.
Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием
песочной терапии
Этап

Назначение

Содержание этапа

1. Ритуал «входа» Создать настрой на Дети опускают ладошки в песочницу и
в песочную
совместную работу повторяют ритуал входа в страну в
страну
стихотворной форме
2. Повторение

3. Расширение

4. Интеграция

5. Рефлексия
занятия

Вспомнить то, что
делали в прошлый
раз, какие выводы
для себя сделали,
какой опыт
приобрели, чему
научились

Ведущий задает детям вопросы о том,
что было в прошлый раз; что они
помнят; использовали ли они новый
опыт в течение тех дней, пока не было
занятий; как им помогло в жизни то,
чему они научились в прошлый раз

Расширить
Ведущий рассказывает детям новую
представления
сказку. Спрашивает, хотят ли они
ребенка о чем-либо попробовать, помочь какому-либо
персонажу из сказки
Связать новый опыт
с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует
вместе с детьми, в каких ситуациях их
жизни они могут использовать тот опыт,
Обобщить
который приобрели сегодня
приобретенный
Ведущий подводит итоги занятия. Четко
опыт, связать его с проговаривает последовательность
уже имеющимся
происходившего на занятии, отмечает
отдельных детей за их заслуги,
подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговаривает
конкретные ситуации реальной жизни, в
которых дети могут использовать новый

Закрепить новый
6. Ритуал
опыт, подготовить
«выхода» из
ребенка к
песочной страны взаимодействию в
привычной
социальной среде

опыт.

Повторение ритуала «входа» в песочную
страну с дополнением. Ведущий
говорит: «Мы берем с собой все важное,
что было сегодня с нами, все, чему мы
научились». Ребята протягивают руки
над песочницей, совершают действие,
как будто что-то берут и прикладывают
руки к груди.
Занятия включают: игры в песочнице, тематические сказки, этюды на
выражение эмоций. Все дети с удовольствием посещают занятия, с
нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с
родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что
свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к
изменениям.
Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в
волшебную Песочную страну, необходима песочница.
Работа с педагогами и родителями
Повышать уровень развития эмоционально-волевой сферы детей
дошкольного возраста посредством песочницы, помогла определенным
образом организованная работа с родителями:
- актуализация проблемы на первичных консультациях;
- индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;
- памятки для родителей;
- стендовая информация для родителей.
Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия
психолога с воспитателями детского сада. В первую очередь педагогам
необходимо «оживить» психологические знания. Для этого на этапе
профилактической и коррекционной работы проводятся консультации для
воспитателей, с целью
расширения
и обогащения их знаний об
эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитателям
предлагаются игры, упражнения, стихотворения, которые
можно
использовать
в своей работе, предлагаемый материал содержит
рекомендации родителям для занятий с детьми дома.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

2. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности,
диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее
образование. - 2008. - №4. - С.64.
3. Вачков И. Поговорим об эмоциях. «Школьный психолог» № 45, декабрь,
2000.
4. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический
практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
5. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального
мира дошкольников 4-6 лет.: Пособие для практических работников детских
садов//Автор – составитель И.А. Пазухина – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2008.- 272 с.
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.
7. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007.120 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии.- СПб.:Издательство «Речь», 2007. – 340 с.
9. Ивлева И.А., Млодик И.Ю. , Сафуанова О.В. Консультирование родителей
в детском саду. Практические материалы для психологов детских
дошкольных учреждений. ИД «Генезис», 2009.
10. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми,
имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере:
Метод. Пособие для педагогов общего и спец. образования. – М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.
– 136 с.
12. Кузуб Н. В гостях у песочной феи / Дошкольный психолог № 2 (7).
13. Сорин А.В. Практика использования методов песочной терапии.
Справочник педагога – психолога. Детский сад. № 7 2012.
14. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под
редакцией
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – Спб.: Речь, 2007. – 254 с.
15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. - -5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 336 с.
16. Учимся понимать друг друга/С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г.
Топоркова и др. – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 64
с.
17. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.
18. Шубина Т.Б. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного
возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии: Опыт
работы, 2011. – 40 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».