самообразование музыкального руководителя на 2022- 2023г. по темеМузыкотерапия как коррекция личностных отношений ребенка с проблемами в развитии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х.Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)

Принято:
На педагогическом совете
Протокол №1 от 26.08.22г.

Утверждено:
Заведующий МБДОУ
д/с «Колобок» х. Денисов
-----------------------Т.В.Якимова
Приказ №157 от 26.08.2022г.

Самообразование музыкального руководителя Манвелян
Ануш Рафиковны на 2022-2023 учебный год.
Тема: Музыкотерапия как коррекция личностных
отношений ребенка с проблемами в развитии.

Пояснительная записка
Музыкальная терапия с успехом может быть использована в
коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его
страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение
с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.
Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и
сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для
реабилитации каждого ребёнка-дошкольника, создаёт условия для
самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.
Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным
средством выявления нарушений и коррекции личностного развития,
коммуникативных и других психологических проблем.
Основной целью музыкотерапии в работе с детьми дошкольного
возраста, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка
посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с
продуктивным характером музыки.
Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии
детьми музыки, которое имеет свои особенности при каждой отдельно
взятой проблеме.
Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие
способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим
способам музицирования. В случаях отставания в
развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.
Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается
положительный эмоциональный тонус.
Процесс музыкотерапии связан непосредственно с развитием нагляднообразного мышления, которое у дошкольников с ОВЗ формируется к концу
старшего дошкольного возраста. Поэтому наиболее благоприятным
периодом для использования музыкальной терапии считается возраст 6-7
лет. Психологи определяют этот возраст ещё и с тем, что у ребёнка уже
достаточно сформированы основные двигательные и речевые навыки, он уже
может выразить в словесной форме свои эмоциональные состояния, что
является достаточно важным как в диагностике, так и в коррекционной
практике различных нарушений средствами музыкальной терапии.
В практике музыкальной терапии с детьми дошкольного возраста,
имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться игровые, психоаналитические
методики, метод направленных фантазий, метод внушения и т. д. такое
комплексное воздействие позволяет психотерапевту воздействовать ан все
струны душевной и физической сторон детей. Приведём ряд методов,
которые могут успешно применяться в работе с дошкольниками, имеющими
ОВЗ.

Музыка и релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили
расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены
как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и
иррациональному поведению. Релаксация может применяться на
сеансах музыкальной терапии (далее – МТ) как в чистом виде, так и в
сочетании с другими приёмами.
Медитация – один из успешных способов обучения детей расслаблению.
Она может использоваться в начале сеанса МТ для настройки. Сеанс МТ
может быть объединён единым сюжетом, и тогда медитация вводит в него
ребёнка, настраивает его, позволяет сосредоточиться.
Медитативное упражнение «Океан». Детям предлагается закрыть глаза и
ощутить себя в океане голубого цвета, почувствовать и поверить, что
ребёнок – волна в этом океане или какой-нибудь персонаж подводного мира
созерцающий красоты океана, выполняющий простые неторопливые
действия (передвижение, плавание, качание и т. д.)Упражнение выполняется
в удобной для детей позе, для фона используется музыка для релаксации,
которая может включать в себя запись природных шумов – морской прибой,
голоса дельфинов, чаек и т. д.
Музыку можно с успехом использовать в методе направленных фантазий
В. Оклендер. Фантазии чрезвычайно важны и ценны для развития ребёнка.
Они применяются как терапевтическое средство, музыка при этом может
звучать фоном или органично вплетаться в задание.
Фантазировать можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. К
фантазиям помимо музыки побуждают и другие виды искусства, которые
могут использоваться на сеансах МТ, например, живопись.
Придуманные детьми истории излагаются:
— в виде импровизационных сценок-спектаклей с участием детей;
— в устной форме в виде рассказов;
— в рисунках, лепке, аппликации;
— в виде импровизации на музыкальных инструментах;
— в двигательной, песенной импровизации и др.
После фантазий обязательно проводится беседа с ребёнком о том, что он
изобразил, показал, сыграл, спел и т. д.
Фантазия «Пещера». Проводится с закрытыми глазами, музыка
используется как фон. Педагог вводит ребёнка в медитативное состояние,
предлагая отправиться в путешествие через горы, лес. На пути встречается
пещера, где на дверях есть табличка с именем ребёнка, за дверью – его дом.
Ребёнку предлагается пройти в этот дом, осмотреться. Что он там видит? Как

себя чувствует? Хорошо там или нет? После этого ребенок выражает свои
чувства по отношению к этому месту.
Формирование образа «Я». Эта техника создания и анализа ребёнком
своего образа предполагает значительные психотерапевтические
возможности. Главное в этой технике – научить ребёнка тому, что каждое его
переживание, любое душевное движение может быть выражено
непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации,
которая отражает его отношение к различным событиям его жизни.
Первое упражнение из этой техники: игра «Я весь состою из звуков».
Ребенку предлагается выбрать из окружающих его музыкальных
инструментов и звучащих предметов те, звучание которых, на его взгляд,
наиболее подходит ему. Все выбранные инструменты раскладываются вокруг
ребёнка. Затем в беседе психотерапевт выясняет, почему ребёнок выбрал тот
или иной инструмент.
При выполнении этого задания могут быть заданы более конкретные
вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как ты звучишь?» и т. д. Ребёнок
составляет из звучания нескольких инструментов и звучащих предметов свой
автопортрет.
Игра со своим звуковым автопортретом способствует экспрессии и
самоидентификации. Звуковой портрет можно изменять по желанию ребёнка
в ходе игры, тогда следует проанализировать, изменился ли звуковой образ и
в какую сторону – к лучшему или нет.
Второе упражнение – «Составь портрет». Ребёнку предлагается
составить портрет мамы, папы, друга и т. д. с помощью ритма. Используются
инструменты и предметы, из которых можно извлечь звук. Принцип работы
как в предыдущем упражнении.
Сеансы музыкотерапии успешно применяются с дошкольниками,
имеющими проблемы поведения. Это агрессия, неадекватное поведение,
отсутствие должной саморегуляции и многое другое. Таким образом,
возможности музыкотерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ практически
безграничны.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».