Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)

Принято
на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
х.Денисов
протокол № 1 от 23.08.2021

Утверждено
приказом № 113 от 23.08.2021
МБДОУ д/ «Колобок»
заведующий Якимова Т.В.
Заведующий
Т.В.Якимова

Подписано цифровой подписью:
Заведующий Т.В.Якимова
Дата: 2021.08.25 14:40:15 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
на 2021 – 2022 учебный год

Педагог-психолог МБДОУ д/с «Колобок»:
Манвелян А.Р.

2021-2022г.

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1. Общие сведения об учреждении
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Основные принципы формирования программы
1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.4.1. Возраст от 2 до 3 лет
1.4.2. Возраст от 3 до 4 ле
1.4.3. Возраст от 4 до 5 лет
1.4.4. Возраст от 5 до 6 лет
1.4.5. Возраст от 6 до 7 лет
1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Психологическое сопровождение реализации основной
общеобразовательной программы до ДОУ по освоению образовательных
областей в соответствии с ФГОС
2.2. Направления психолого-педагогической деятельности
2.3. Содержание деятельности педагога- психолога. Цели, задачи,
принципы деятельности педагога- психолога
2.4. Организация работы педагога-психолога ДОУ
2.4.1. Психологическое просвещение
2.4.2. Психологическая профилактика
2.4.3. Психологическая диагностика
2.4.4. Развивающая и коррекционная работа
2.4.5. Психологическое консультирование
2.5. Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ
2.6. Организация системы взаимодействий педагога-психолога
2.6.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в
условиях реализации ФГОС
2.6.1. Взаимодействие с семьями воспитанников
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оснащение кабинета педагога-психолога
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
3.3. Модель недели, циклограмма деятельности
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный перечень тем психологического просвещения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный перечень тем психологической профилактики
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный перечень диагностических методик

4
4
5
6
7
11
11
11
12
12
13
14
16
16

18
20
21
21
22
24
26
28
29
29
30
31
33
33
34
36

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Распределение диагностических методик по возрастным группам
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Календарно-тематическое планирование по программе С.В. Крюковой
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 3-4
лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 4-5
лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 5-6
лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 6-7
лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному
учреждению»
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Перспективный план педагога-психолога на 2021– 2022учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Перспективный план педагога-психолога с педагогами

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из
приоритетных задач развития современного дошкольного образования и
рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с
одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития
ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех
психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в
последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ
выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А
предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье
ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в
соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре,
изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс,
осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы
общественной практики, в широкий контекст социальных связей
посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как
носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и
обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов
деятельности.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном
возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как
носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности
в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие
взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а
опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их
освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и
морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к
миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена
деятельность педагога-психолога ДОУ.
Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях,
определяются его индивидуальным избирательным отношением к их

содержанию, интересам и склонностям. Они первоначально являются
недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями
ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания,
подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных
тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и
приобретающих прогностический характер.
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и
укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:
 побуждений, мотивов и интересов;
 сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и
их достижения;
 способов
проявления
самостоятельности,
относительной
независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
 результативности форм и видов детской активности, их созидательного
характера;
 элементов творчества.
1.1. Общие сведения об учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х.Денисов.
В образовательном учреждении функционируют 2 группы, фактическая
наполняемость в 2021-2022 учебном году 42- чел.:;
Младшая разновозрастная группа от 2 до 5 лет –21 ребенка;
Старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет – 21 детей.
Обучение и воспитание детей ведется на русском языке.
МБДОУ детский сад «Колобок» работает в соответствии с:
 Уставом
 Годовым планом работы
 Программой развития.
 Действующими нормативно-правовыми документами.
Цель деятельности МБДОУ детский сад «Колобок»:
Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в
получении качественного общедоступного и бесплатного дошкольного
образования (ФГОС ДО п. 1.5, 2.4);
Создание условий, обеспечивающих возможности для позитивной
социализации и всестороннего развития воспитанников в адекватных их
возрасту детских видах деятельности, заложив основы физически и
психологически здоровой, всесторонне развитой и активной личности в

соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями,
формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых для
успешной адаптации выпускников при переходе на ступень начального
общего образования.
Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента
родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате
проведенного анализа получены следующие результаты:
Содержание
2021/2022
Начало года
Кол-во
Количество детей в ДОУ
42
девочки
20
мальчики
24
Количество семей в ДОУ
35
приемные/опекаемые
Состав семьи:
полные
35
неполные
многодетные
17
По количеству детей:
1 ребенок
2
2 ребенка
17
многодетные
17
Режим работы детского сада:
 с сентября по май - образовательный процесс;
 с июня по август - летняя оздоровительная работа;
 рабочая неделя - пятидневная;
 длительность пребывания детей -10 часов;
 ежедневный график работы: с 7.30 до 17.30
Режим работы педагога-психолога на 0,25 ставки - 9 часов в неделю
(согласно утвержденному графику).
1.2. Цели и задачи реализации программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные
уровни психического развития.
Цель
программы
определение
основных
направлений
психологического сопровождения реализации образовательных инициатив

для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств
дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением
познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их
психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
 Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
 Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации;
 Повышение психолого-педагогической компетентности
(психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
 Обеспечение психологического сопровождения разработки и
реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия
работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально психологических условий для успешного развития и обучения каждого
ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в
зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
 Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
 Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными,
стремящимися
к
самостоятельности и творчеству;
 Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей:
сверстников и взрослых.
 Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации
педагогов.
 Установить равноправные, партнерские отношения с семьями
воспитанников.
 Максимальное использование разнообразных видов детской
деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
образовательного процесса;
 Творческая организация (креативность) образовательного процесса;

 Вариативность
использования
образовательного
материала,
позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребенка;
 Уважительное отношение к результатам детского творчества;
 Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
 Соблюдение в работе детского сада и начальной школы
преемственности;
 Следование принципу интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
 Соблюдение комплексно-тематического принципа построения
образовательного процесса;
 Решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
 Построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и
ведущим видом их деятельности является игра.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами,
позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко
реагировать на проблемы с учетом изменений.
Основные субъекты психологического воздействия:
 дети;
 педагоги;
 родители
1.3. Основные принципы формирования программы
Основные принципы формирования программы педагога-психолога
можно определить следующим образом:
1.
Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения
разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет
ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания,
полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции
реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на

основе качественно нового проектирования педагогической деятельности,
обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных
задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции
основывается на положении об общности психических процессов, развитие
которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и
на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т.
Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование разного
содержания, разных видов деятельности детей и форм организации
образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания,
воспроизведения и преобразования действительности, свойственному
дошкольникам.

Вариативность в отношении образовательных программ и свобода
выбора
образовательного
маршрута,
обеспечивающие
индивидуализацию образовательного процесса, что создает психологопедагогические
основания
для
личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
Открытость системы дошкольного образования для обогащения
культурообразующими
составляющими,
что
придает
результатам
образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского
развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих
для него культуросозидающий смысл и приводящих, по мнению Н.А.
Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные
ее направления (сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности
(продуктивная,
познавательно-исследовательская
деятельность
и
коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению
«игра – учебные занятия». Освоение детьми культурных практик приводит к
дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого
субъекта, творческого субъекта, исследователя, партнера по взаимодействию
и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное
психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектную
позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства.
Поле реализации принципов рабочей программы выстраивается в
триаде: образовательная программа – образовательный маршрут –
мониторинг качества образования (целевые ориентиры).
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается
компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессиональнопсихологический и организационно-просветительский.
 Профессионально-психологический компонент сопровождения представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего
принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей
деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность
ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом
положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии:
Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического
сопровождения.

 Организационно-просветительский компонент обеспечивает
единое информационное поле для всех участников психологического
сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент
реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление
просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией
детского сада, при этом используются разнообразные формы активного
полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка
существующей системы сопровождения делает возможным развитие и
совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
 Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе
безоговорочного признания его уникальности и ценности.
 Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование
гуманных,
личностно-ориентированных,
основанных
на
общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает
постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка,
полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
 Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой
помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению
возникновения проблемных ситуаций.
 Принцип научности отражает важнейший выбор практических
психологов в пользу современных научных методов диагностики,
коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа
предполагает участие субъектов психологического сопровождения в
опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании
самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
 Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных
специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в
решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога,
социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других
специалистов;
 Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка,
обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников
учебно-воспитательного процесса;

 Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не
решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы
самостоятельно, создать способности для становления способности
ребенка к саморазвитию;
 Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия
обуславливают совместную деятельность субъектов психологического
сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного
уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе
реализации программ.
 Принцип
системности
предполагает,
что
психологическое
сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как
системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя
непротиворечивость, опора на современные достижения в области
социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных
компонентов.
 Принцип рациональности лежит в основе использования форм и
методов
психологического
взаимодействия
и
обуславливает
необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности,
информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:

индивидуальное;

групповое;

на уровне детского сада.
Формы сопровождения:

консультирование;

диагностика;

коррекционно-развивающая работа;

профилактика;

просвещение
Основные подходы к формированию программы
Основным подходом при создании рабочей программы с позиции
психологизации стало положение А.В. Запорожца об амплификации детского
развития. Амплификация в интерпретации В.Т. Кудрявцева означает
содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через
систему культурных образцов, в детскую самостоятельность, направленную
на творческое переосмысление этих образцов. «И в результате сама
деятельность
из
«инструмента
педагогического
воздействия»

трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего
субъекта-ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не
только развития, но и саморазвития ребенка-дошкольника.
1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.4.1. Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются
соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и
взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.В ходе
совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться
понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу
третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни
появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» окружности и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и
цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но
произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей
появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы
самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний
возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как
отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений:
негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис
может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.4.2. Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным
эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут
воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада, а при определённой организации образовательного
процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего
дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники
способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во
взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые
избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают
преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе
сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка,
продолжает развиваться также их половая идентификация.
1.4.3. Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать
ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку
– величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить
по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен
удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с
взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный
мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться
лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
1.4.4. Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение,
придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах
деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают
сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы,
по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной
деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд
– по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и
при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является
основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; структурированием игрового пространства;
дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого
способа обследования образца; усвоением обобщённых способов
изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.4.5. Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и
девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и
пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как
изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму
на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и

рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются
наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у
дошкольников
развиваются
диалогическая
и
некоторые
виды
монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.

1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые
ориентиры)
Физическое развитие:
Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные
движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение
последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной
инструкции,
плану,
создавать
творческое
сочетание
движений,
контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения
точности,
правильности.
Двигательное
воображение.
Целостное
психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения,
самочувствия.
Чувство
защищенности,
сформированные
умения
преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного
достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности,
настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность
самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью
в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное
состояние других людей, сопереживать;
подчинять свое поведение
преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а
требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям
о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в

том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах
деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям,
развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее
достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения
цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять
отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности;
удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие;
преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности,
развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные
выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний,
представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи,
экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового
знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать,
рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и
последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи
сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку
персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать
эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой,
хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия
персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев,
демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в
реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения,
проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное
отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно
употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из
произведений художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть
происходящего,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера,
осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах
деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и
эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки
произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и
аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.

Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и
объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику
музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том
числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно,
технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать
выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение,
импровизировать с использованием специфического «языка музыки»;
согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных
формах музыкальной деятельности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Психологическое сопровождение реализации основной
общеобразовательной программы ДОУ по освоению
образовательных областей в соответствии с ФГОС

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом
приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и
сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений
развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое и физическое.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога
относятся следующие образовательные области:
1. Познавательное направление:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и

творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.).
 Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к
совместному со взрослым и самостоятельному познанию;
 Развивать познавательные и речевые умения по выявлению
свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира
(предметного, природного, социального), способы обследования
предметов;
 Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах
спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и
поддерживать использование их в самостоятельной деятельности
(наблюдении,
игре-экспериментировании,
развивающих,
коррекционных, дидактических играх и других видах
деятельности).
 Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и
поддерживать стремление отражать их в разных продуктах
детской деятельности.
2. Речевое направление
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
3. Социально-коммуникативное направление
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Способствовать установлению положительных контактов между детьми,
основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную
отзывчивость.
4. Физическое направление

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни.
Развивать
у
детей
потребность
в
двигательной
активности.Целенаправленно развивать у детей физические качества:
скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в
соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей
выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои
действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения
одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять
простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с
указаниями;
5. Художественно-эстетическое направление
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной, и др.).
Формировать сенсорный опыт и развивать положительный
эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов,
на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную
игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты,
устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке;
понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать
героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.

Непосредственно образовательная деятельность основана на
организации педагогом- психологом видов деятельности, заданных ФГОС
дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она
выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности
ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада
игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в
разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические,
развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные
ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач,
связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех
компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание
толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном
возрасте).
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя
широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного
и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство
с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими
странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания
(моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое
развитие детей.
Конструирование и изобразительная деятельность детей развитием
способности художественного восприятия. Художественное восприятие
произведений
искусства
существенно
обогащает
личный
опыт
дошкольников,
обеспечивает
интеграцию
между
познавательноисследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми
задачами воспитания, обучения и развития ребенка.
2.2. Направления психолого-педагогической деятельности
Психологическая диагностика
Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей,
его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных
результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-

психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или
мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как
оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста.
Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой
эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием
образовательной работы.
Участие
ребенка
в
психолого-педагогической
диагностике
(мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных
представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга)
могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а
именно:
 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей развития);
 оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОО:
получение полных информативных данных об индивидуальных
особенностях психического развития детей, которые будут положены в
основу
разработки
индивидуальных
образовательных
маршрутов
воспитанников.
Развивающая работа и психологическая коррекция
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная
на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников,
рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей
работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по
данному
направлению
становится
не
исправление
недостатков
воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных
образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными,
достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как
следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся
трудностей развития.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагогапсихолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в
том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций,
разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих
заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на

основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной
недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые
технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтаннореактивной
деятельности
детей.
При
отборе
психологического
инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на
личность ребенка.
Психологическое консультирование
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в
разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО
педагог-психолог
осуществляет
возрастно-психологическое
консультирование – консультирование по вопросам психического развития
ребенка.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей
решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития
ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами
выступают:
 преодоление
дидактогений,
оптимизация
возрастного
и
индивидуального развития ребенка;
 оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений,
связанных с образовательным процессом или влияющих на
эффективность образовательного процесса в ДОО;
 обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию
своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации
воспитательной и обучающей фукции;
 помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении
трудных образовательных ситуаций;
 формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
Психопрофилактика и психологическое просвещение
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как
приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А.
Бурлакова и Е.К. Ягловская).
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить
раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие
ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),
предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной
сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в
образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление

субъектам образовательного процесса психологической информации для
предотвращения возможных проблем.
2.3. Содержание деятельности педагога- психолога
Цели, задачи, принципы деятельности педагога- психолога
Цели деятельности педагога-психолога:
 создание условия для обеспечения полноценного психического и
личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания,
образования и социализации на базе ДОУ
 содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в
создании
социальной
ситуации
развития,
соответствующей
индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для
охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей,
педагогических работников и других участников образовательного процесса.
 содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям
в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них
 социальных качеств личности, способности к активному
социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному
обучению.
 формирование у детей психологической готовности к решению задач
последующих возрастов дошкольников.
Задачи деятельности педагога-психолога:
 психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ,
выявление основных проблем в определении причин их возникновения,
путей и средств их разрешения;
 содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в
процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, результатом которого является достижение воспитанниками
психологической готовности к школе;
 формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
 содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в ДОУ;
 психологическое обеспечение основной общеобразовательной
программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и
способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям детей;

 профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье, а также в развитии детей;
 участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе
профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных
программ и проектов, учебно-методических пособий,
 содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научнометодическими материалами и разработками в области психологии.
Деятельность
педагога-психолога
по
реализации
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает
решение ряда частных задач:
 реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития
дошкольного возраста;
 развитие индивидуальных особенностей детей - интересов,
способностей, склонностей, чувств и др;
 создание в ДОУ благоприятного для развития ребенка
психологического климата, который определяется продуктивностью общения
детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах
деятельности дошкольников;
 оказание своевременной психологической помощи и поддержки
детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ
Психологическое сопровождение психического и личностного развития
детей строится на основе следующих принципов:
 обеспечения права доступности на качественное дошкольное
образование;
 сохранения единого образовательного пространства в условиях
содержательной
и
организационной
вариативности
дошкольного
образования;
 гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка,
свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
 защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в
условиях вариативности дошкольного образования;
 повышения эффективности и качества дошкольного образования;
 обеспечения преемственности с федеральным государственным
образовательным
стандартом
общего
образования,
основными
общеобразовательными программами общего образования;
 оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного
возраста;

 признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка,
следования за его внутренним миром;
 создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений
и осуществления жизненных выборов;
 сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного
учреждения в процессе сопровождения ребенка
2.4. Организация работы педагога-психолога ДОУ
Основными направлениями реализации образовательной программы и
деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение,
психологическая
профилактика,
психологическая
и
психологопедагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа,
психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности
педагога- психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях обязательных видах деятельности и дополнительных.
2.4.1. Психологическое просвещение
Цель:
создание
условий
для
повышения
психологической
компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
 актуализация и систематизация имеющихся знаний;
 повышение уровня психологических знаний;
 включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит
профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о
предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством
информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования
являются
причины
возникновения
отклонений,
признаки,
свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего
развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей
и воспитателей с различными областями психологических знаний,
способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы
человеческих взаимоотношений.
Обязательно:
1.
Проведение систематизированного психологического просвещения
педагогов (возможная тематика - см. «Примерный перечень»).
2.
Проведение систематизированного психологического просвещения
родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с
обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности

рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика - см.
«Примерный перечень Приложение 1»).
Дополнительно:
Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Просветительская работа охватывается в основном групповыми
формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией
дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды
тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются
вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом
возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и
группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской
работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по
инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов
заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с
адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе,
технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение,
видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для
воспитателей - реализация основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей,
общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика
обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду
с
вербально-коммуникативными
средствами
в
психологическом просвещении широко используется и невербальные
(наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они
представлены стендовой информацией, специально оформленными
брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и
упражнений, мини-тестов и анкет.
2.4.2. Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и
взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
• разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей
разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
• контроль за соблюдением психологических условий общения и
развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением
грамотного, психологического развития и формирования личности

детей
на
каждом
возрастном
этапе;
элиминированием
неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде,
семье;
• обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею
возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в
психологическом развитии и становлении личности детей в процессе
непрерывной социализации;
• своевременному
предупреждению
возможных
нарушений
психосоматического и психического здоровья детей;
Обязательно:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов,
родителей) к условиям новой социальной среды:
• анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения
информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы
риска, требующих повышенного внимания психолога;
• групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь
поступивших детей;
• информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и
семьи,
с
целью
оптимизации
взаимодействия
участников
воспитательно- образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и
разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного
состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в
ДОУ
• Профилактика профессионального выгорания
коллектива.

у педагогического

• При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать
помощником администрации в планировании, организации и
проведении психологического сопротивления инновациям.
В рамках реализации данного направления психолог заботится о
создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных

условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и
педагогов. Особое внимание уделяют стилю взаимодействия взрослых и
детей, изучение которое включает и личностные особенности педагогов. Но
также важным является и изучение особенностей взаимодействия в
коллективе сотрудников. Естественно, что разобщение, конфликтность,
отсутствие взаимовыручки будет негативно сказываться на самочувствии
педагогов, что может косвенно или на прямую способствовать снижению
эффективности взаимодействия с детьми родителями.
Основным условием эффективного общения с родителями является
взаимное уважение и открытость ДОУ
В психологической профилактике выделяют три уровня:
I уровень - первичная профилактика. Психолог работает с детьми,
имеющими
незначительные
эмоциональные,
поведенческие
и
образовательные проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье и
психических ресурсах практически для всех детей. На этом уровне в центре
внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с
проблемами.
II уровень - вторая профилактика. Она направлена на так называемую
«группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблему уже начались. Вторая
профилактика подразумевает ранее выявление у детей трудностей в
поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети
станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог
работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторая профилактика
включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их
стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
IIIуровень - третическая профилактика. Внимание психолога
концентрируется на детях с ярко выраженными образовательными или
поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или
преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог
работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему
для специального изучения.
Для реализации этих задач педагог-психолог проводит в случае
необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения
хода его психологического развития, соответствия развития возрастным
нормам:
• диагностирует
психологическое
причины
отклонений
в
интеллектуальном и личностном и развитии детей разного возраста,

причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми
навыками и умениями;
• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками,
выявляет психологические причины нарушения общения.
2.4.3. Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психологического развития
детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников
воспитательно-образовательного процесса.
Выбор
инструментария
для
проведения
психодиагностики
осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня
профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Психологическая диагностика - это углубленное психологопедагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в
ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе
образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка
рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи
в вопросах воспитания, обучения и развития.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного
учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей,
причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы педагогпсихолог обозначает содержание психодиагностической деятельности.
Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам)
психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие),
воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры),
характеризующие основной предмет психологических воздействий.
Диагностические методики, используемые при обследовании детей
разных дошкольных возрастных групп (Приложение 3, Приложение 4):
Методики исследования познавательной сферы
Младший возраст
1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ
2. Шкала Бине-Симона
3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Средний возраст
1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики

познавательных процессов
2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Старший возраст
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
2. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
3. Методика П. Торренса
Подготовительный возраст
1. «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей»
2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
3. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня равзития зрительномоторного восприятия
4. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
5. Методика П. Торренса
6. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»
Методики изучения особенностей личности дошкольников
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Методика «Несуществующее животное»
Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)
Методика «Моя семья»
Тест Розенцвейга
Тест на определение уровня притязаний ребенка
Методика родительских оценок притязаний
Оценка творческих способностей детей (адаптированная методика
Торренса)
Опросник для определения сферы предпочтительных интересов
Графическая методика «Кактус»
Тест «Страхи в домике»
Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
Социометрия
Методика «Кинотеатр»
Методика «Паровозик»

Типология методик психологического обследования детско-родительских
отношений в семье
Предлагаемые ребенку:

• Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок
семьи, семья животных)
• Адаптированный вариант методики Рене Жиля
• Различные варианты методики «Незавершенные предложения»
• Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП)
• Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и
его модификации (
• Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко
Предлагаемые родителям:
• Родительское
сочинение «История жизни моего ребенка»
• Опросник родительских отношений Варги-Столина - ОРО
• Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г.
Эйдемиллера - АСВ
• Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой
ОДРЭВ
Предлагаемые независимо и одновременно детям и родителям:
• Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М.
Марковской
• Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители
оценивают ребенка и дают оценки за ребенка, а затем обсуждают
отличия в оценках родитлей от самооценки, полученной от ребенка, и
наоборот
•
Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими
взрослыми»
2.4.4. Развивающая и коррекционная работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей
ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Эта работа предполагает активное воздействие на процесс
психического развития и формирования личности дошкольника при
сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе
совместной
деятельности
педагога-психолога,
учителя-логопеда,
музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,
медицинского работника.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включает
психологическую и педагогическую части. Психологическая часть
планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть
разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или

лицами, их заменяющими.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в
процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с
группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием
родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях,
когда отклонения и нарушения не являются следствием органического
поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в
процессе консультирования.
• Проведение
коррекционно-развивающих
занятий
с
детьми
подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных
качеств.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с
нарушением речи.
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
Это направление работы включает:
• групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной
и познавательной сферах);
• индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами
личностной и познавательной сферах(
• тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
• занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
• тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)
Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов
как организационного, так и содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ
представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и
комбинированных
занятий,
направленных
на
стабилизацию
и
структурирование психического развития детей.
Группа
Вторая группа

Совместная деятельность с педагогом-психологом
Игры, направленные на адаптацию каждого ребенка к

детей раннего
возраста
Вторая младшая
группа
Средняя группа

Старшая группа

Подготовительна
я группа

ДОУ и сплочение группы
А.С.Роньжина «Цикл занятий в период адаптации к
дошкольному учреждению»
«Цветик-семицветик» 3-4 года (под
ред.Н.Ю.Куражевой)
«Цветик-семицветик» 4-5 лет (под
ред.Н.Ю.Куражевой)
С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь»
«Цветик-семицветик» 5-6 лет (под
ред.Н.Ю.Куражевой)
С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь»
«Цветик-семицветик» 6-7 лет (под
ред.Н.Ю.Куражевой)
Приключения будущих первоклассников:
психологические занятия с детьми 6-7 лет
С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь»

Календарно-теметическое
(Приложение 5-10).

планирование

по

программам

см.

2.4.5. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса и оказание им психологической помощи при
выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и
развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как
система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами,
нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации,
родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия
является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций
коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным
методом психологического консультирования является беседа, а формой
проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования

в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере
консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и
воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую
помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает
инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его
окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать
содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно
решить трудности ребенка.
Возрастно-психологическое консультирование
Задачи:
• ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных
индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
• своевременное первичное выделение детей с различными
отклонениями и нарушениями психического развития, направление их
к специалистам;
• предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с
ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем,
рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
• составление рекомендаций по Психолого-педагогической коррекции
трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и
родителей;
• составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
• коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями,
педагогами.
Консультативная работа в ДОУ включает в себя также консультирование
администрации образовательного учреждения по вопросам управления
педагогическим коллективом, а также консультирование администрации
учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с
учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены
организацией жизни, обучения и воспитания в ДОУ
Примерный перечень тем для психологического консультирования:
•
•
•
•
•
•

адаптация и дезадаптация к ДОУ
страхи
агрессивность
психологическое неблагополучие
непослушание
кризис 3-х лет

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

спонтанная двигательная активность
тревожность
левшество
недостаточное развитие мелкой моторики
низкий уровень развития познавательных процессов
нарушения в сфере общения
энурез
застенчивость
нестабильность эмоционального состояния
гиперактивность
отсутствие самостоятельности
непослушание
психологические проблемы детей с ОНР
психологическая поддержка семьи
роль игры в подготовке к школе
система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в
поведении
• психологическая готовность к школе
2.5. Критерии результативности деятельности педагогапсихолога ДОУ
 психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания
и форм организации образовательного процесса на разных возрастных
этапах;
 обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной
программы;
 достижение
необходимого
уровня
психолого-педагогической
компетентности педагогических и административных работников,
родительской общественности;
 сформированность у воспитанников ценностных установок на
здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых
результатов;
 обеспечение дифференцированного и индивидуализированного
обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных
маршрутов и психологического сопровождения образовательного
процесса;

 функционирование
системы
мониторингов
возможностей
и
способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных
детей, детей с особыми образовательными потребностями;
 сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
 вариативность
уровней
и
форм
психолого-педагогического
сопровождения участников образовательного процесса (профилактика,
диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа,
просвещение, экспертиза).
2.6.

Организация системы взаимодействий педагога-психолога
2.6.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами
ДОУ в условиях реализации ФГОС

1. С руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы
образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует
свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим
коллективом целей и задач.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут
эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных
ситуаций в коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по
запросу).
6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных
психологических особенностей детей.
7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с
особенностями развития на ПМПК.
8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников
воспитательно-образовательного процесса.
9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и
чрезвычайных ситуациях.
2. С воспитателем

1.
2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.
10.

11.
12.

13.

Содействует формированию банка развивающих игр с учетом
психологических особенностей дошкольников.
Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении
различных праздничных мероприятий.
Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня
сформированности
предпосылок
учебной
деятельности
у
дошкольников на основании анализа представленных воспитателю
рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в
конце учебного года)
Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям
по
соответствующим
направлениям
их
профессиональной
деятельности.
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах
личностного и социального развития воспитанников.
Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые,
тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также
практического применения психологии для решения педагогических
задач, тем самым повышая их социально-психологическую
компетентность.
Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального
образовательного маршрута дошкольника.
Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и
коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной
сферах у детей.
Осуществляет психологическое сопровождение образовательной
деятельности воспитателя.
Оказывает
психологическую
профилактическую
помощь
воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального
выгорания.
Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с
родителями.
Организует
психопрофилактические
мероприятия
с
целью
предупреждения психоэмоционального напряжения у детей
(психологические аспекты организации детского сна, питания,
режима жизнедеятельности детей).
Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий
(подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

14. Участвует в деятельности по формированию универсальных
предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и
памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
3. С учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует
интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и
самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их
развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а
также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной
сферы.
4. Разрабатывает
индивидуально-ориентированный
маршрут
психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе
полученных данных совместно с другими специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с
отклонениями в развитии.
6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской
деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с
разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками,
игры со строительным материалом, сооружение простых построек по
образцу и др.
7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по
совместному решению с логопедом.
Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое
сопровождение детей в период адаптации.
Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
2.6.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются
в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень
образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия
педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на
создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в
ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для
сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни
открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания, оформление информационных стендов, организация выставок
детского творчества, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации
гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оснащение кабинета педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы
способствовать реализации трех основных функций: диагностической,
коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить
психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для
развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и
групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
 магнитная доска;
 столы детские;
 стулья детские;
 интерактивна доска, ноутбук, проектор.
Консультативная зона включает в себя:
 Рабочий стол педагога – психолога;
 Шкаф для хранения документов;
 Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
 Ноутбук, принтер;
 Набор диагностических методик;
 Стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
 Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
 Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического
обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем
сложности в каждой возрастной группе;

 Шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических
игр.
Для проведения релаксационных упражнений с детьми имеется удобные
детские кресла-капельки.

3.2.

Перечень
программ,
технологий
, пособий

Материально-техническое обеспечение программы

1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая
диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. практический психолог в
детском саду. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
3. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога
ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е.
Психологическая диагностика готовности к обучению
детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в
детском саду. – М.: Генезис, 2016.
6. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных
учреждениях. (Методики, тесты, опросники. _Волгоград, 2014.
7. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.
«Цветик-семицветик». Программа интеллектуального,
эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. –
Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014
8. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.

«Цветик-семицветик». Программа интеллектуального,
эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. –
Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
9. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.
«Цветик-семицветик». Программа интеллектуального,
эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. –
Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
10.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.
«Цветик-семицветик». Программа интеллектуального,
эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. –
Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
11.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в
период адаптации к дошкольному учреждению. – М.:
ООО «Национальный книжный центр», 2012.
12.Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия:
младшая, средняя группы. - М.: ООО «Национальный
книжный центр», 2011.
13.Шарохина В.Л. , Катаева Л.И. Коррекционноразвивающие занятия: старшая, подготовительная
группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр»,
2011
14.Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский
сад – Волгоград: Учитель, 2013.
15.Лесина С.В. Коррекционно-развивающие занятия:
комплекс мероприятий по развитию воображения.
Занятия по снижению детской агрессии. – Волгоград:
Учитель, 2016.
16.Практические семинары и тренинги для педагогов:
Выпуск 1,2. – Волгоград: Учитель, 2014.
17.Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. –
Волгоград: Учитель, 2013.
18.Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков
общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения/
М.В.Егорова – Волгоград: Учитель, 2015.
19.«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
( Давайте жить дружно») программы эмоционального
развития детей под ред. С.В. Крюковой. М.1999.
20.«Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».