Отчет по самообразования педагога-психолга Манвелян А.Р.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов)

Доклад-отчет педагога-психолога Манвелян Ануш Рафиковны на
педагогическом совете по самообразованию .Тема : «Песочная терапия с
элементами музыкотерапии как средство для развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста».2022-2023 уч. г. Протокол№8от
25.05.2023г.Приказ №57

Информация о выбранной теме
.
Тема : «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках
песочной терапии с элементами музыкотерапии»
Условия возникновения и становления опыта.
Началом работы над опытом стал запрос воспитателей, родителей и
результатов наблюдений за детьми в режимных моментах. Воспитывающие
взрослые отмечали у детей такие проявления как: плохой сон, неуверенность,
драчливость, отказ даже от интересной деятельности, страхи.
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с
нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка
одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций,
состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти
нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают
трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой
определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из
существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения
и воспитания, его различных сторон.
Проблема нашего социального уклада,
многих семей и детей,
воспитывающихся в семьях, состоит в том, что развитие многих детей
происходит в условиях обделенности ребенка, прежде всего материнской
любовью (или в условиях внутрисемейной депривации). И этот страшнейший
из всех дефицитов нашего времени — дефицит родительской любви — не
проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего, это важно для
осознания того, «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или же
нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для
последующего формирования на этой основе отношения к миру —
доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного.
Анализ результатов анкетирования педагогов, родителей показал
необходимость проведения работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию эмоционально-волевой сферы.
Игра, работа с песком под музыку как способ развития и самотерапии
ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание
создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает как
созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия:
все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо
разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При
многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния
душевного равновесия.

Игра с песком под спокойную музыку — это естественная и доступная
для каждого ребенка форма деятельности.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка.
Именно поэтому можно использовать песок и музыку проводя
коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка,
придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме
передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего
мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует
его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает
песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития
человека. Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно
обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах,
заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу
добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Актуальность темы
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника
сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание
является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь
реконструируется здание человеческой личности.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка —
это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или
компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми,
но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам
других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать
действительность и реагировать на неё. Положительные переживания
воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а
отрицательные тормозят процесс развития.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании
внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности,
которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с
глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие,
ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые
процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в
возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка
является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С
одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой
стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять
эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс
личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков

эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из
наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация
специфических возрастных возможностей психического развития происходит
благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах
деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и
обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий дает
больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы
обучения
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать
и
работать
самостоятельно.
• Во-вторых, при тактильном общении с песком мощно развивается тактильная
чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с
песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают
стимулировать
его
работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь
и
моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в
дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных
навыков
ребенка.
• В-пятых, песок, музыка как и вода, способен «заземлять» отрицательную
энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития
эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через
использование песочной терапии, музыкотерапии и недостаточной проработкой
этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в использовании метода песочной терапии с
элементами музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с
целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы.
Теоретическая база данной темы
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития
личности
ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и
зарубежными учеными и исследователями (А.В.Запорожец, К.Э.Изард,
П.В.Симонов, Л. С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.М.Амосов,
П.К.Анохин, А.И.Захаров, Н.А.Степанова и др.). И все же это направление
развития ребёнка всё ещё
относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования.

В процессе работы над темой рассматриваются понятия:
 эмоции;
 воля;
 эмоционально – волевая сфера;
 возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности
ребёнка;
 песочная терапия;
 сказкотерапия.
Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания
жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение
их объективных свойств к потребностям субъекта.
Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и
зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев
Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл
Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр
Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер,
Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие.
Чувства - сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у
человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют
предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по
отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и тому
прочему.
Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в
течение значительного времени отдельные психические процессы и
поведение человека. Настроение существенно зависит от общего состояния
здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса
нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На
настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая
деятельность и люди. Настроения могут различаться по продолжительности.
Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека,
индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли,
уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение накладывает
существенный отпечаток на поведение. Настроение может как
стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность
человека.
Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное
переживание какого-либо чувства. С точки зрения влияния на деятельность
человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические
эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил
человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Об астенических
эмоциях говорят в том случае, если человек испытывает своеобразную
скованность, пассивность.
К.Е. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области
эмоций человека. Он выделил «фундаментальные эмоции» такие как:

интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх,
стыд, вина.
Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе
проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют
какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт
сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей
его жизни.
К основным эмоциональным чертам человека относятся такие, как
тревожность, депрессия, любовь, враждебность.
Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два тесно
взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции
и чувства, а другим - воля. Эти формы психического отражения свойственны
всем живым существам. И выражаются не только во внутренних
переживаниях, но и в виде телесных проявлений, таких как изменение
мимики лица, жестов, позы, избыточного потоотделения или нарушения
частоты дыхания и сердцебиения. Эмоционально-волевая сфера личности не
имеет аналогов. Каждый человек по-своему реагирует на один и тот же
психический процесс. Идентичное состояние может у одного индивидуума
вызвать эмоциональный подъем, а у другого стойкую апатию. Одних людей
подстегнет чувство страха и опасности, других оно заставит оцепенеть от
беспомощности.
Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в
преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение
целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность,
способность человека к самодетерминации, самомобилизации и
саморегуляции (М.И. Еникеев).
Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства,
осуществляется за счет формировании сознательного контроля над
непосредственным поведением при усвоении определенных правил
поведения.
Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий,
сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий,
необходимых для достижения планируемого результата, опережающим
отражением действительности. Каждый волевой акт сопровождается
определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних
препятствий. Каждое действие совершается для достижения определенной
цели - психический образ будущего результата действия или деятельности в
целом.
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в
рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим
собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и
открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую

целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Песочная терапия с элементами музыкотерапии для детей – это
прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих
склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться
выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в
мокром – совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры»,
сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но так же быстро из
песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.
Ведущая педагогическая (психологическая) идея опыта
Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание
условий в дошкольном образовательном учреждении для развития
эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через
использование метода песочной терапии и музыкотерапии.
РАЗДЕЛ II
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Целью деятельности является
коррекция эмоционально-волевой
сферы детей дошкольного возраста с использованием песочной терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Определить и изучить состояние эмоционально – волевой сферы у
детей дошкольного возраста.
2. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме
песочной терапии.
3. Подобрать и адаптировать программу по песочной терапии для детей
дошкольного возраста.
4. Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний,
содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного
возраста, используя игры с песком.
5. Содействовать формированию активной позиции родителей для
эмоционального благополучия ребенка.
6. Оказать психолого-педагогическую помощи воспитателям в работе с
детьми дошкольного возраста.
Содержание образования и средства достижения цели
Работа по коррекции эмоционально – волевой сферы детей с
использованием песочной терапии организована в трех направлениях (с
детьми, педагогами и родителями) и представлена следующей моделью
психолого-педагогического сопровождения.
Организация процесса коррекции эмоционально – волевой сферы
ребенка в детском саду ведется поэтапно.
На констатирующем этапе были выявлены дети с нарушением в
эмоционально-волевой сфере.

В задачи формирующего этапа входило составление коррекционноразвивающей программы, направленной на снижение нарушений в
эмоционально-волевой сфере, а именно: на снижение агрессивных
проявлений, раздражительности и тревожности.
Обследование на первом этапе может проводиться одновременно в двух
направлениях:
Первое – характеристика родителями состояния своих детей
преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей
выявлялись поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.
Второе – оценка педагогами состояния детей в результате наблюдения за
детьми. Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые
отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и
игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со
сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам
беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка
делается вывод о том, какие дети нуждаются в коррекционной работе по
гармонизации эмоционально-волевой сферы. Затем проводится диагностика
в ходе, которой уточняются данные опроса педагогов и родителей.
При проведении обследования использовались следующие методики:
1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности
Р.Тэммл,
М.Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень
тревожности ребенка;
2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус»;
3. «Анкета по выявлению агрессивного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой,
Т.М.Титаренко).
На втором этапе проводится профилактическая и коррекционноразвивающая работа, направленная на эмоционально – волевое развитие
детей дошкольного возраста.
Занятия с использованием песочной терапии проводятся педагогомпсихологом в форме подгрупповой работы (3-4 человека) 1 раз в 3 неделий
по 25-30 мин и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению
педагога-психолога .Проведенное исследование позволило определить
направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен
комплекс занятий коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Основная цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных
состояний и гармонизации эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраста.
В процессе работы решаются следующие задачи:
 переключаться
с
одного
эмоционального
состояния
в
противоположное;
 развивать произвольное управление поведением, способность
сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной
работе;

 научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
Выстраивая коррекционную работу с детьми, составлена система
коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей.
Работа с педагогами и родителями
Повышать уровень развития эмоционально-волевой сферы детей
дошкольного возраста посредством песочной терапии и музыкотерапии,
помогла определенным образом организованная работа с родителями:
- актуализация проблемы на первичных консультациях;
- индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;
- памятки для родителей;
- стендовая информация для родителей.
Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия
психолога с воспитателями детского сада. В первую очередь педагогам
необходимо «оживить» психологические знания. Для этого на этапе
профилактической и коррекционной работы проводятся консультации для
воспитателей, с целью
расширения
и обогащения их знаний об
эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитателям
предлагаются игры, упражнения, стихотворения, которые
можно
использовать
в своей работе, предлагаемый материал содержит
рекомендации родителям для занятий с детьми дома.
Этап итоговой диагностики
По завершению цикла коррекционно-развивающих занятий
проводится итоговая диагностика детей, беседы с педагогами, родителями,
через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика
эмоционально – волевого развития детей.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2022 года по май
2023 года и разделена на несколько этапов.
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - декабрь 2022 г.
II этап – основной (формирующий) – январь 2023 г. – апрель 2023 г.,
реализация программы «Путешествие в песочную страну».
III этап – заключительный – май 2023 г.
Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ проблем
педагогов, родителей, составление плана работы, изучение психологической,
педагогической и методической литературы, подбор диагностического
материала.
На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка
совокупности средств, методов и приемов, способствующих коррекции
эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста в рамках
психолого-педагогической программы коррекции эмоционально – волевой
сферы детей дошкольного возраста.
Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность
реализации
программы
для
решения
обозначенной
психологопедагогической проблемы.

Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен комплексной системой работы педагогапсихолога с детьми, педагогами и родителями по развитию эмоциональноволевой сферы детей дошкольного возраста с помощью сказок и игр в
психологической
«песочнице» на групповых профилактических
мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы
с воспитанниками и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в
целом.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В результате проведенной работы мы наблюдали положительные
изменения у детей:
- Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость,
преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со
сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие
выражения чувств; эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна
ситуации;
наблюдается
изменение
характера
детских
рисунков
(преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение
положительных эмоций через рисунок), снизился уровень агрессии.
Родители стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития
детей. Повышается психолого-педагогическая культура.
Педагоги
получили
дополнительные психолого-педагогические
знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми
дошкольного возраста для развития эмоционально – волевой сферы.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о
том, что результативность темы доказывает эффективность системного
использования метода песочной терапии с элементами музыкотерапии для
эмоционально – волевого развития детей старшего дошкольного возраста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».