Отчет по самообразованию 2022-2023г. Стасюк Н.И.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)

Отчёт о проделанной работе по самообразованию на тему
«Духовно - нравственное воспитание дошкольников
посредством ознакомления с художественной литературой»
воспитателя Стасюк Н.И. 25.05.2023г.

«Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко,
через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно
сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и
нравственные ориентиры: представления о семейном укладе и родном крае,
уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение
соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться
действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание
ответственности, понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог
самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных
качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Первейшая задача
взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с
объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, требующий
использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм
работы, делающей общий результат наиболее эффективным, является
ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным
творчеством. Посредством чтения художественной литературы дети узнают о
добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом
произведения художественной литературы, не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе
патриотизма. А настоящего патриота невозможно вырастить без знания
истории.
Работу я решила начать с формирования у детей знаний о своём ближайшем
окружении: интерес к своей семье, сохранение семейных традиций и
обычаев, воспитание уважения к членам семьи. Большую роль на этом этапе
сыграло чтение и обсуждение русских народных сказок: «Волк и лиса»,
«Мальчик с пальчик», «Семь Симеонов – семь работников», «Белая уточка»,
которые учат проявлению заботы и внимания к своим близким, а пример
сказки «Гуси – лебеди» подводит детей к мысли о том, что всегда и во всём
надо слушаться родителей, т.к. они старше, умнее и мудрее. Русские сказки
учат детей культуре поведения во всём, особенно, если это касается
отношений между старшими и младшими, а также ответственности перед
другим человеком. В основу, беседы, посвящённой Дню Матери, также легла
сказка «О глупом мышонке», участвуя в обсуждении которой дети сделали
для себя определённые выводы: необходимо поддерживать дружеские
взаимоотношения, уметь вовремя прийти на помощь, слушать советы
взрослых родных людей.
Ознакомление с творчеством современных поэтов нашего края является
одной из составляющих духовно- нравственного воспитания . Особенно
детям понравились детские стихотворения Крыгиной Татьяны, жительницы

нашего поселка, члена союза писателей и бабушки воспитанницы нашей
группы.
С детьми мы разучили пословицы и поговорки о традициях в прошлом и в
наши дни; разучили и проволи подвижные игры: «Поймай шапку», «Ручеек»,
«Гори, гори ясно», «Достань платок», «Плетень».
Также детям было много прочитано о родной стране, о том, что Земля — наш
общий дом, о государственных праздниках. Поставленные задачи
достигаются, используя разнообразные формы работы с детьми, среди
которых немаловажную роль играет ознакомление с художественной
литературой. Научившись сопереживать с героями художественных
произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих
его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность
проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на
которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая
гражданственность. Для детей художественная литература - это
человекознание и одновременно - самопознание. Познание себя через героев
книг. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужны
рассказы и сказки, в которой говорится, как нужно поступать. Всем этим
качествам учат произведения, которые мы прочитали и обсудили с детьми: Т.
А. Шорыгина «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости
научил», «Вредная ворона», «Голубка», «Старший брат», «Если бабушка
болеет», С.Михалков «А что у вас», «Песенка друзей», С.Маршак «Мальчики
и девочки», русские народные сказки «Волк и лиса», «Мальчик с пальчик»,
«Семь Симеонов – семь работников», «Добрая Ивушка», И. Мазнин «Давайте
дружить», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», басни И. Крылова
«Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», а также былины: «Илья Муромец
и Соловей - разбойник» (отрывок), «Садко» (отрывок), И. Б. Кочанская
«Панкрат, который умел складывать вещи», «Волшебные слова», Е.
Карганова «Хорошо, что я родился», М.Пляцковский «Настоящий друг», Н
Найдёнова «Хотим под мирным небом жить!». Духовно – нравственное
воспитание детей осуществляет и старая добрая сказка по произведению В.
Катаева «Цветик - семицветик», учит быть сдержанными и
доброжелательными, учит доброте и справедливости.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному
воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Необходимость
подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным
окружением объясняется особыми педагогическими возможностями,
которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное
учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная
насыщенность отношений. Развитие творческих способностей у детей,
сплочение детского коллектива, укрепление детско-родительских отношений
были достигнуты в процессе оформления приёмной группы к праздникам, а
также активное участие родителей в утренниках и развлечениях. Всё это

создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных
чувств. Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире
тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в
дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».