Отчёт по самообразованию воспитателя Черемисиной Н

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок » х.Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)

Выступление на педсовете

№8

от 25.05.2023 г.

Воспитатель: Черемисина Н.Г.

Отчёт по самообразованию 2022-2023 г.

«Активизация словаря детей средствами ознакомления с
окружающим миром»

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач
воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение
родному языку, - одна из главных.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями
предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети
затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода
(посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти
ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и
представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном
этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная
работа в процессе углубления знаний о предметах.
В ходе ознакомления с окружающим миром
происходит
совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
Целью моей работы по самообразованию в 2022 – 2023 учебном году было:
«Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального
мастерства и компетентности;
- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего
дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по
речевому развитию детей.:
- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения
представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный
словарь детей по различным лексическим категориям;
- развивать умение различать и называть существенные детали и части
предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны),
особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их
свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи
простых предлогов);
- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце,
стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;
- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель,
овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы
определенной лексической категории (животные, детеныши животных, и т.д.)
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1.
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
2.
Изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей
младшего дошкольного возраста;

3.
Систематизировать работу по реализации системы мероприятий
направленных на развитие речи детей через ознакомление с окружающим
миром.
Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать
полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками.
Несомненно, что активизация словаря любого возраста одна из приоритетных
задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в
игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение
проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет
использование в педагогическом процессе игр.
В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла
роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей младшего
возраста, составила перспективный план, изучила механизм руководства игрой и
методику проведения непосредственной образовательной деятельности,
применяла разнообразные формы работы с родителями.
Использовала следующие методы работы :
Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с
окружающим миром и обогащение словаря)
• непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря :
рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения
детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
• опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря :
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных
произведений, просмотр телепередач.
Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие
его смысловой стороны :
• рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
• дидактические игры,
• чтение художественных произведений,
• словарные упражнения.
Работа с детьми осуществлялась в разнообразной деятельности:
НОД(согласно календарному плану, наблюдения, игры (дидактические,
подвижные с текстом, хороводные, словесные, сюжетно-ролевые,
пальчиковые, беседы, чтение художественной литературы, артикуляционная
гимнастика, разучивание стихов, песен, потешек, слушание аудиозаписей,
демонстрация картин и иллюстраций, показ способов действий.
Привлекая родителей, пополняла и расширяла предметно-пространственную
среду:
• - это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки,
скороговорки;

• - дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;
• - иллюстрации: предметные и сюжетные картины,
На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на
прогулках проводила различные игры и упражнения по формированию у
детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие
качества и свойства предметов, многозначные слова и т. д.
Уделяла большое внимание играм с предметами, игрушками,
природным материалом и пр. Настольные печатные игры и словесные игры успешно использовались для активизации словаря дошкольников. Многие игры
с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям
восприятия и мышления ребенка.
Детям давала предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так
как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
Сравнивая предметы, дети называли одинаковые их части, признаки и
отличительные особенности. Например,дидактическая игра: «Что лишнее?».
Учитывая индивидуальные особенности детей, организовала в группе центр по
развитию речи: театрализованный уголок, дидактических и речевых игр. Для
мотивации детей к деятельности использовала проблемные ситуации, включая
сказочных персонажей, сюрпризные моменты.
Обогащение и активизация словаря детей происходило во время прогулки и
экскурсии. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями,
насекомыми и людьми. Дети знакомились с понятием живой -неживой природы.
Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих
видовые и родовые обобщения. Формировала родовые понятия, как мебель,
посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым
становилось умение самостоятельно находить существенные признаки,
обобщать и выражать результат обобщение в речи.
Работа с родителями.
Успешную работу с детьми по развитию речи и формированию словарного
запаса невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Были
разработаны рекомендации и памятки для родителей по обогащению и
расширению активного словаря детей:
-«Учим с ребенком стихи»
-«Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками».
- «Что и как читать ребенку дома»
- «Речевые игры в развитии детей»
- «Роль семьи в развитии речи ребёнка»
Провела родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в
процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую
деятельность»

Также подготовила для родителей памятки по проведению
артикуляционной гимнастики «Развитая речь – развитый ребёнок».
Работа с педагогами.
Были проведены консультации для педагогов:
«Познавательно-речевое развитие дошкольников».
«Роль детского сада в развитии речи ребенка»
- Семинар с элементами игры на тему: «Ум на кончиках пальцев».
Считаю, что мой опыт вполне доступен и может быть полезен коллегам в
реализации задач развития речи и культуры речевого общения.
Вывод.
В результате проделанной работы повысила свой профессиональный уровень по
данной теме.
У детей повысилась речевая активность, увеличился словарный запас, они
рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы.. Дети интересуются
окружающим, общаются со сверстниками,пользуются формами речевого этикета
(с просьбой, приветствием и прощанием, знают много стихов, потешек, песен и с
удовольствием их рассказывают.
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития
дошкольников.
В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу по
формированию словарного запаса у детей и развитию речи, больше внимания
уделять современным подходам к воспитанию детей, инновационным методикам
и новинкам методической литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».