Образовательная программа дошкольного образования (далее— Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (Федеральной программы ), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 и (далее — Федеральной программы ) Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Задачи Программы: • обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; • приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; • создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; • обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; • обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; • обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников. Целевой раздел Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей Содержате льный раздел Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: * формы, способы, методы реализации программы; * особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; * способы поддержки детской инициативы; * взаимодействие педагогического коллектива с семьями; * коррекционно-развивающая работа; * рабочая программа воспитания Организаци В организационный раздел включают: онный * психолого-педагогические условия реализации Программы; раздел * особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; * материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; *примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; * кадровое обеспечение; * режим и распорядок дня в возрастных группах; * календарный план воспитательной работы Организация режима пребывания детей в детском саду Режим работы: 10-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе. Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода: • первый период (с 1 сентября по 31 мая); второй период (с 1 июня по 31 августа). Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей. Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организация образовательного процесса имеет следующие особенности. 1. В МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов функционируют 2 разновозрастных группы. Возрастная категория группы Группа разновозрастная (от 1.5 до 4 лет) Группа разновозрастная (от 4 до 7 лет) Количество возрастных групп 1 1 1. Действует система физкультурно-оздоровительной работы. 2. Используется региональный компонент в образовательном процессе. 3. Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны социально-психологической службы. 4. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка. 5. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. . Ссылки на Федеральную программу http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 и парциальные программы В соответствии с требованиями ФГОС ДО и Федеральной программы ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и Федеральной программой. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена: • парциальная программа «Родники Дона» Чумечева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А., Черноиванова Н.Е. учебно — методическое пособие .2-е изд., доп. Ростов н/Д; Ростиздат. 2011.- 412 с http://dssol.ucoz.ru/js/don/rodniki-dona-r.m-chumicheva.pdf Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить: • психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; • единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются: • информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для • • • • всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; вовлекать родителей в образовательный процесс. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: • приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка; • открытость; • взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей; • индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье; возрастосообразность. Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы. Название Содержание работы направления Диагностико Включает получение и анализ данных: аналитическое • о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении направление охраны здоровья и развития ребенка; • об уровне психолого-педагогической компетентности родителей; • планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; • согласование воспитательных задач Просветительское направление Просвещение родителей по вопросам: • особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; • выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; • ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; • информирования об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; • условий пребывания ребенка в группе ДОО; • содержания и методов образовательной работы с детьми Консультационное направление Консультирование родителей: • по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи; • об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; о возникающих проблемных ситуациях; о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста; о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др. Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых. Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие. Основные практические формы взаимодействия МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов с семьей Этапы Формы Знакомство с семьей Встречи-знакомства, анкетирование Информирование родителей о ходе образовательной деятельности Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники Просвещение родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастерклассы, тренинги, создание родительской библиотеки в группах Совместная деятельность Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов, кружковой работе Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ОУ и семьи возможно только при соблюдении основных правил: 1. Доверие педагогов к воспитательным возможностям родителей. 2. Все действия и мероприятия должны быть направлены на укрепление и повышение родительского авторитета, на уважение к родителям. 3. Работа с родителями несёт не избирательный, а систематический характер, независимо от применяемых методов и форм взаимодействия. 4. Обязательное наличие такта и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 5. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания (опираемся на положительные качества ребёнка, сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успех во что бы то ни стало). Принципы работы с родителями: - Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; - Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в ГКП; - Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; - Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; - Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок поделится впечатлениями с родителями. ОУ должно создавать возможности (ФГОС ДО п. 3.2.8.): - для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; - для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; - для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с планированием и реализацией Программы. При участии родителей в жизни группы воспитатели могут: - понять, как родители мотивируют своих детей; - увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи; - узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми; - получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Родители (законные представители) воспитанников могут выступать: - в роли ассистентов и/или помощников при проведении какого - либо вида деятельности с детьми; - в роли эксперта, консультанта или организатора. Основной принцип взаимоотношения семьи и ОУ: «Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства».