План работы по самообразованию воспитателя на 2021-2022 уч.г. организация работы в разновозрастной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)
Принято
на педагогическом совете
23.08.2021
МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
х.Денисов
протокол № 1 от 23.08.2021

Утверждено
приказом № 113 от
МБДОУ д/ «Колобок»
заведующий Якимова Т.В.
Заведующий Т.В.Якимова

Подписано цифровой подписью: Заведующий Т.В.Якимова
Дата: 2021.08.25 15:55:24 +03'00'

План работы по самообразованию
воспитателя

Столяренко Елены Анатольевны

Тема: «Организация работы
в разновозрастной группе».

2021

Актуальность
Данная тема мало изучена. Но так как мне пришлось набрать деток в
группу от 2х до 5 лет, то выбор темы по самообразованию был продиктован
самой проблемой – разновозрастной группой. Это сложно, но интересно. В
совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного.
Общение в разновозрастной группе дает детям много полезного, поскольку
приближены к ситуации многодетной семьи. Старшие дети становятся
образцом для подражания. Постоянное общение младших детей со старшими
создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений,
заботливости, самостоятельности. Поэтому очень важно заложить в
дошкольном возрасте у детей все положительные качества личности.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности в вопросах работы в разновозрастной группе.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме;
2. Разработать комплексно-тематический план работы, перспективный
план игровых занятий с детьми разновозрастной группы;
3. Выбрать доступные технологии, формы, методы для применения
в организации работы в разновозрастной группе;
4. Проводить самоанализ и самооценку планирования работы в
разновозрастной группе.
Этапы работы:
Этапы

Подгот
овительный

Форма работы

Сроки

 Выбор и определение Августсентябрь
темы самообразования
 Планирование работы
по теме самообразования
 Подбор методической
литературы, изучение
опыта педагогов на
интернет-сайтах.
 диагностика знаний и
умений детей , выявление
противоречий,

Форма
отчетности
Оформление
плана работы по
самообразовани
ю.
Оформление
библиографическ
ого списка
литературы по
теме
самообразования
.
Выявление и

Отметка
о
выполне
нии

нуждающихся в
коррекции.
Основной

Итоговый

обоснование
актуальности
проблемы

Работа с детьми
(организация
развивающих занятий),
консультации для
родителей. Разработка
конспектов НОД. Подбор
и разработка игр,
соответствующих
возможностям и
индивидуальным
особенностям детей.
Проведение открытой
НОД

В
течение
Создание
учебного картотеки игр с
года
детьми в
разновозрастной
группе.

Апрельмай

Отчет по теме
самообразования

Оформление
конспекта НОД
Предоставлени
е отчета по
теме
самообразован
ия

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022г.
План работы:
Содержание работы
Проведение
развития

диагностики

Сроки
детского

Май 2022

Проведение игр, НОД

Проведение
родителей

Сентябрь 2021,

консультаций

В течение
учебного года
для

Март 2021

Практический выход:
Проведение открытой НОД – апрель 2022г,
предоставление отчета о самообразовании – май 2022 г.

Литература:
1.Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». –
М., 1979.
2. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных
учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.
3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Педагогическая практика в детском
саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 1998 г.
4. Акперова, Л.Ч., Здыбель Е.Н. Нравственное воспитание детей в
разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. — №1 — 2012.
Интернет-ресурсы, которые я использую в своей работе:
http://vospitateljam.ru/ - сайт для воспитателей детских садов
http://planetadetstva.net/ - интернет журнал
http://dou-sad.ru/ - сайт для работников ДОУ
http://www.moi-detsad.ru/ - всё для детского сада
http://dohcolonoc.ru/ - сайт для воспитателей детского сада
http://ped-kopilka.ru/ - сайт для педагогов, учителей, воспитателей,
студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением
детей.
http://vospitatel.com.ua/ - сайт для работников дошкольного образования
http://detsadmickeymouse.ru/ - сайт "ДЕТСАД МИККИ МАУСА" для
воспитателей, нянь, родителей
http://doshvozrast.ru/ - воспитание детей дошкольного возраста в детском
саду и семье
http://pedsovet.org/ - всероссийский интернет-педсовет. Консультации,
новости образования, советы и т.д.
http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12309&ob_no=13037- гигиена
детей и подростков. Детские дошкольные учреждения. Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно –
эпидемиологические правила и нормативы.
http://medvejata.ru/index/ - безопасность движения.
http://www.leon4ik.com/load/oformlenie_detskogo_sada/
edinoe_oformlenie_gruppy/5- оформление группы детского сада в едином
стиле.
http://www.logoped.ru/mat.htm - книги, статьи, конспекты занятий,
материал для автоматизиции звуков, фонетическая зарядка.
http://nsportal.ru/detskii-sad - занятия, разработки утренников,
развлечений, родительских собраний и т.д., тематические подборки
материалов: презентации, стихи и т.д.
http://www.maaam.ru/ - детские поделки, оформление, документация,
сертификаты и свидетельства.

http://www.uchportal.ru/ - презентации для детского сада

Отчёт
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода
дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это
гарантия создания государством, обществом необходимых условий для
полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни. Перед
работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу
так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и
обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного
периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою
привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем
образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким
качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском
саду. Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач,
формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение
государственного стандарта в условиях разновозрастной группы
малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные
трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному
воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских
групп.
В нашем обраовательном учреждени функционирует одна
разновозрастная группа. В совместном воспитании детей разного возраста
есть много положительного. Постоянное общение младших детей со
старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских
отношений, заботливости, самостоятельности.
Воспитательная работа в группе строится на основе общеобразовательной
программы дошкольного образования, но при этом учитываются
особенности совместного пребывания детей разного возраста. В целях
рационального построения педагогического процесса надо определить в
каждом конкретном случае состав группы, выделить две – три подгруппы и в
соответствии с ними дифференцировать воспитательно–образовательную
работу. Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в
разновозрастной группе является умение педагога планировать работу,
определять дидактические задачи, программное содержание, методы
обучения в соответствии с требованиями последовательности,
систематичности, постепенного усложнения материала.
При планировании и организации занятий необходимо соблюдать
перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей
каждого года жизни.

Не менее важно правильно предусмотреть, какие занятия и с кем следует
проводить. Необходимо стремиться к выполнению общих рекомендаций о
том, что первыми следует проводить занятия, требующие большого
умственного напряжения, а после них занятия продуктивного или
музыкально – двигательного характера. Вместо занятий со всеми детьми
первыми иногда надо планировать утром занятия только для старших.
Младшие дети в это время могут играть.
Общим занятием для всей группы в такие дни будет второе. Это
позволяет воспитателю наиболее трудный материал, для старших детей, дать
вначале. Важно это и потому, что стремление всегда первыми
предусматривать общие занятия неизбежно приводит к отбору наиболее
простых, доступных и малышам содержания и форм организации обучения и
деятельности. Старшие же дети, как правило, вынуждены повторять
знакомое (что приводит к невыполнению программы и слабой подготовке к
школе).
Занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим проводим со
всеми детьми сразу. Занятия по математике – с каждой подгруппой отдельно.
Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное и
физкультурное проводим тоже совместно, но с подбором материала, который
соответствует каждому возрасту. Количество занятий в день и неделю
сохраняется. Но даже если и выпускается одно занятие, то это не мешает
выполнению программы ввиду того, что в условиях смешанной группы
малыши много получают благодаря общению со старшими и развиваются
лучше, чем их сверстники из одновозрастной группы.
Общение в разновозрастной группе дает детям много полезного,
поскольку приближены к ситуации многодетной семьи. Старшие дети
становятся образцом для подражания. Важные культурно – гигиенические
навыки осваиваются малышами в несколько раз быстрее под влиянием
старших детей.
Но все это не происходит само собой, а является результатом
повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации
жизни и самостоятельной деятельности детей. Реализуя взаимодействие
детей, рекомендуется утвердить в разновозрастной группе следующие
правила:
-Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе; это означает, что
они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее.
-Младшие не мешают старшим работать и играть. Принцип уважения к
старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку
им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых,
уступать малышам.

В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка,
бить и оскорблять кого бы то ни было в какой бы то ни было ситуации,
ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без
разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За
соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые,
работающие в группе. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере
сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим
детям.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность я
прежде всего, стараюсь заботиться об охране и укреплении здоровья каждого
ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого,
жизнерадостного настроения.
Свою работу мы начали с того, что определили сюжетно ролевые игры
для наших детей. Выбрали следующие игры: «Парикмахерская», «Больница»,
«День рождение куклы», «Семья».
Для того, чтобы дети имели четкие представления о некоторых
профессиях мы проводим экскурсии. Обращаем внимание детей на вежливое
обращение людей друг с другом. После этих экскурсий у детей возникает
желание отразить в игре то, что они увидели и узнали – труд людей, их
взаимоотношения. Дети играют с большим увлечением. Для закрепления
знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, мы
вносим картины из серии «Кем быть», «В парикмахерской», «В больнице», и
другие. Для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую
роль на себя брали мы – взрослые. Позже стали предлагать детям: «Кто хочет
быть парикмахером? врачом? машинистом? мамой, папой, детьми. А для
того, чтобы длительное время поддерживать интерес к игре «парикмахер»,
работал не только со своими сверстниками, но и с куклами. Для этого
объединили игры в «Семью» и «Парикмахерскую». Интерес к этой игре
поддерживаем красивыми бантиками на резиночке для кукол, салфетками
«балеро», заколками, лентами.
Мы стремимся пополнять знания детей, чем больше дети имеют знаний,
чем раньше они приобщаются к игровой традиции и овладевают способами
построения игры, тем более они свободны в своей игре – конструировании и
реализации игрового замысла, построении своего мира.
Через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к
культуре общества. В игре происходит осознание ребенком различного рода
отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире,
умение раскрыть себя и понимание другого. Ролевая игра вызывает речевую
активность детей, сговор, игровые контакты с товарищами, передача своего

настроения, замысла – все это положительно влияло на развитие связной
речи.
В настоящее время из-за низкой рождаемости всё больше становится
малокомплектных детских садов. Как же обучать детей в разновозрастной
группе? Особую трудность воспитатели испытывают при планировании
занятий.
Если группа скомплектована из детей смежных возрастов, то занятия
проводятся со всеми одновременно по одному и тому же разделу программы,
но с разными задачами обучения. Практика и научные исследования
показали, что такие однотемные занятия в разновозрастных дошкольных
коллективах наиболее целесообразны и эффективны.
Приведу пример. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в
детском саду» под редакцией М. Васильевой целенаправленное обучение
рассказыванию начинается со средней группы. Например, обучение
рассказыванию по сюжетной картине. Ведущий обучающий приём – образец
рассказа воспитателя. Дети четырёх лет частично воспроизводят образец,
воспитатель при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между
репликами паузы были как можно короче. Детей пяти лет учат
самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая
нужную последовательность. У детей шести лет воспитывают умение
самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные
и эмоциональные рассказы, передавая в них своё видение сюжета и
отношения к событиям.
К однотемному занятию подготовиться легче: нужно дифференцировать
для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и
обучения, подобрать необходимые пособия.
Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время,
экономя его на объяснении задания и способов его выполнения.
Однотемные занятия позволяют воспитателю в работе с младшей
подгруппой использовать опыт старших дошкольников.
Например, на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети
шести лет проверяют, как их пятилетние товарищи выполнили задание на
определение наличия звуков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».