План работы по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 уч.г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)

Принято
на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
протокол № 1 от 23.08.2021

Утверждено
приказом № 113 от 23.08.2021
МБДОУ д/ «Колобок» х.Денисов
заведующий Якимова Т.В.
Заведующий Т.В.Якимова

Подписано цифровой подписью:
Заведующий Т.В.Якимова
Дата: 2021.08.25 15:47:41 +03'00'

План работы по самообразование педагога-психолога
Манвелян Ануш Рафиковны
Тема: «Мандалотерапия с элементами музыкотерапии как средство для
развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста » 20212022 уч. г.

МАНДАЛОТЕРАПИЯ И МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ИХ
ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В настоящее время специалисты в работе с детьми и родители все чаще
сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской
адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными
ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает
вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями
социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с
негативными

эмоциональными

переживаниями.

Научить

детей

сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал и
слушание музыки. Именно, поэтому мной было решено познакомить педагогов,
родителей и детей нашего детского сада с методом «мандалотерапия с
элементами музыкотерапии».
Слово «Мандала» в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был
одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он
пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию
нашей индивидуальности. А музыка, это нечто волшебное, которое влияет на
физическое и психическое здоровье детей и взрослых плодотворно. И соединение
этих двух методов актуально и полезно в развитии детей дошкольного возраста.
Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму
мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как,
например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.
Работа с мандалами помогает:
- гармонизировать внутреннее состояние;
- создавать и реализовывать свои намерения и цели;
- раскрывать свои творческие способности;
- научиться познавать себя;
- гармонизировать личное пространство;
- наполнять себя позитивными энергиями;

- мандала помогает развить саморегуляцию.
Значимость и польза метода «мандалотерапия» (значимость процесса
стройки и раскрашивания мандал).
1. Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при
строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
2. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет
и старше.
3.

Тренируется

чувство

ритма,

гармонии

и

чувство

порядка,

математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии,
познают искусство орнамента.
4. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление
искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального
состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует
развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Существуют правила работы педагога с ребенком при использовании
мандалы:
1. Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок
сам выберет по форме, по орнаменту то, что ближе ему по настроению.
2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры,
краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
4.

Процесс

работы

ограничен

только

степенью

насыщения

и

удовлетворения работой.
5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без
его согласия.
6. Принцип избегания комментариев по поводу работы.
7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по
поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства
коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых
расстройств, отклонении в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Но, а «музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря,
смягчить камень или согнуть кряжистый дуб» (У.Конгрив).
Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих
на психическое здоровье ребёнка.
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала
проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с
нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Над
данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты.
Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я,
как музыкальный руководитель, обратилась к такому мало изученному
коррекционному методу, как музыкальная терапия. Современные исследования
показали, что возможности применения музыкотерапии как в психологопедагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине
достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив
данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на
коррекцию эмоционального поведения старших дошкольников и разработала
свою концепцию «Музыкальная терапия, как метод регуляции эмоционального
благополучия ребенка».
В рамках данной концепции, мною была поставлена цель – изучить
особенности процесса воздействия музыкотерапии и мандалотерапии на детей с
отклонениями в эмоциональном состоянии и другими нарушениями в поведении.
В соответствии с этим, были поставлены следующие задачи: 1) познакомится с
опытом работы специалистов по данной проблеме; 2) изучить процесс
воздействия приемов музыкальной терапии и мандалотерапии на общее
эмоциональное

состояние

детей,

и

подтвердить

утверждение

об

их

положительном влиянии; 3) дать практические рекомендации педагогам и

родителям по использованию музыкотерапии и мандалотерапии в совместной
деятельности с детьми.
В качестве рекомендации для родителей – очень полезно создавать
мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит, и укрепит семью,
создаст доверительную семейную атмосферу, а волшебные звуки музыки помогут
лучше понять своего ребенка и других членов семьи, и послужит началом
замечательной семейной традиции.
Эффективней будет, если соберется вся семья – это прекрасная возможность
показать ребенку его значимость в семье и то, что взрослых интересуют его дела.
Необходимо заранее подготовит, вместе с ребенком, нужные материалы (гуашь,
акварель цветной песок или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8,
белая бумага формата АЗ для каждого участника, банка с водой, циркуль или
большая тарелка), а также выбрать нужный репертуар музыки и можно
отправляться в путь.
Сначала на листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см. Маленьким
детям с их ручной неумелостью, необходима помощь. Желательно при этом
именно оказать помощь (рисовать круг, корректируя действия руки ребенка), а не
сделать работу за ребенка.
Для

создания

настоящей

мандалы

очень

важен

правильный

психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно
необходимо «погрузиться» внутрь себя. Для этого возможно использовать
различные методы релаксации (длительной или краткосрочной). Обрести
необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая лампа.
Создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Выключите свет, оставив
гореть свечи, приготовьте чай. В непринужденной обстановке поделитесь друг с
другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к
тому, что он чувствует, и рассказать об этом. Спросите малыша, как менялось его
настроение в процессе создания мандалы: от подготовительного – до конечного
этапа? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство
вызывает мандала сейчас? Что хотел бы еще сказать и спросить?

Возрастные рекомендации для занятий в рамках мандалотерапии.
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и
форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три
основных цвета: красный, желтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование
собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель,
уголь, работа с цветным песком).
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование
собственных.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками,
тушью, простым карандашом.
На что следует обратить внимание на рисунке:
- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности «я» автора.
Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся
мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает
из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре
занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об
устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на
данном возрастном этапе.
- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в
процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства.
Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ,
тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний
конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга.
Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ –
ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности
ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или
подавить свои чувства.

- симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
- ассиметрия может означать процесс психологических изменений или
невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
После мандалотерапии и музыкотерапии ребенок возвращается в зону своих
эмоций,

но

уже

в

какой-то

степени

обогащенной.

Эта

особенность

мандалотерапии и музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что
недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни,
компенсировать

посредством

воображения

удовлетворение

множества

потребностей. Поэтому, я считаю, что выбранная мной тема самообразования
является актуальной, а ее практическая реализация оказывает благоприятное и
плодотворное воздействие на эмоциональное, психологическое и физическое
здоровье детей. И результат моей работы доказала, что дети в течение всего
учебного года получали огромное удовольствие от мероприятий и занятий по
данной теме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».