Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)
Принято
на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
х.Денисов
протокол № 1 от 23.08.2021
Утверждено
приказом № 113 от 23.08.2021
МБДОУ д/ «Колобок»
заведующий Якимова Т.В.
Заведующий Т.В.Якимова
Подписано цифровой подписью: Заведующий Т.В.Якимова
Дата: 2021.10.08 16:05:13 +03'00'
План работы по самообразованию
воспитателя по теме: «Воспитание
нравственных качеств детей старшего
дошкольного возраста посредством русских
народных сказок»
Воспитатель Стасюк Н. И.
2021-2022уч.г.
Актуальность выбранной темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне
развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности
дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из
центральных направлений во всестороннем формировании личности.
Основой нравственности являются те качества личности, которые
определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и
социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.
Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних
механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень
социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика
ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,
усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их
выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские
взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к
Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные
качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла,
фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку
незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности
дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской
жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к
животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не
нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о
нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в
этот период и происходит формирование у них основ нравственных
представлений, являющихся важнейшим условием становления
нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу,
чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего
возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю
очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на
формирование нравственных качеств ребёнка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной
природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети
получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских
народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в
жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и
зла, воспитывают добрые чувства.
Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских
народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме
использования русских народных сказок в формировании нравственных
качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном
возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными
сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для
развития нравственных качеств в процессе специально организованной
деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских
народных сказок.
Раздел
Изучение
методической
литературы
План работы на год
Сроки
Содержание работы
Сентябрь - 1. Нравственное
май
воспитание в
детском саду / Под
ред. В.Г. Нечаевой. М.: Сфера, 2002.
2. Соловейчик, С.Л.
Нравственное
воспитание
дошкольников/С.Л.
Соловейчик //
Дошкольное
воспитание. - 2005. № 4.
3. Сказка как
источник творчества
детей. / Науч. рук.
Лебедев Ю.А. Владос, 2001
4. Зинкевич Евстигнеева Т.Д.
Практикум по
сказкотерапии.
5. Шорыгина Т.А.
Общительные
сказки. М., 2005г
Практические
выходы
Анализ изученной
литературы (в плане
по
самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрьмай
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Работа с семьёй
Сентябрь
Чтение детям
русских народных
сказок, беседы по их
содержанию.
Знакомство детей с
помощью сказок с
понятиями добра и
зла.
Обобщение
полученных знаний
детей за первое
полугодие.
Чтение сказки
«Морозко»,
разучивание слов,
действий.
Тематические
занятия,
самостоятельное
творчество.
Подготовка
материала для игр
(Игры «Отгадай
сказку», «Один
начинает – другой
продолжает», «Из
какой я сказки?» (на
определение
сказочного героя),
«Сказочное лото»)
Изготовление
волшебных
предметов из сказок
в творческой
мастерской.
Литературные вечера
Привлечение
родителей к
благоустройству и
оформлению группы.
Пополнение группы
книгами с русскими
народными
сказками, дисками с
НОД «Спешите
делать добро»
Викторина «В гостях
у сказки»
Театральная
постановка сказки
«Морозко».
Выставка детского
творчества «В стране
добра и зла»
Неделя
дидактических игр
Выставка поделок
«Волшебные
помощники»
Октябрь
Ноябрь
Январь
Апрель
Май
Самореализация
Сентябрьоктябрь
Ноябрь
Февраль
Консультация
«Сказка, как
средство
нравственного
воспитания
ребенка».
Совместное
творчество ребёнка и
взрослого.
Привлечение
родителей к участию
в совместных
мероприятиях в
ДОУ.
Консультация
«Воспитание сказкой
– радость встречи с
книгой».
Подготовка
фотографий для
презентации.
Разработка
методических
материалов по
формированию
нравственных
качеств у
дошкольников.
Подготовка
консультации для
педагогов ДОУ
«Русская народная
сказка как средство
нравственного
воспитания детей».
Презентация из
мультфильмами по
русским народным
сказкам.
Оформление
театрального уголка
по мотивам русских
народных сказок.
Информация в
уголке для
родителей.
Выставка рисунков
«Наша любимая
сказка»
Совместный досуг
«Сказка ложь, да в
ней намёк…»
Папка-передвижка в
уголке для
родителей.
Презентация на
родительском
собрании «Дорогой
добрых дел»
Составление
конспектов нод;
оформление папокпередвижек;
подготовка
материалов для
консультаций.
Выступление на
педагогическом
совете.
Выступление на
Май
опыта работы
семинаре«Воспитание
практикуме.
сказкой».
Отчёт о проделанной Выступление на
работе по теме
педсовете.
самообразования на
итоговом педсовете.