Рабочая программа психолога «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» Возрастная категория (группа): Разновозрастная группа «Ягодка»на 2022-2023 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)

Рабочая программа по психологии
«Эмоционально-психологическая адаптация детей
раннего возраста к дошкольному образовательному
учреждению»
Возрастная категория (группа): Разновозрастная группа «Ягодка»

Разработал: педагог-психолог Манвелян А.Р.

2022 -2023 гг.

Программа «Эмоционально-психологическая адаптация
детей раннего возраста к дошкольному
образовательному учреждению»
На основе программы А. С. Роньжиной «Занятия с детьми 2-4х лет в
период адаптации к ДОУ»
Составитель: педагог-психолог Манвелян А.Р.
Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего
возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка
раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую
социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться
повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими,
отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно
быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными
эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор
длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это
дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети
вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети
подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых.
Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его
естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра
является источником всестороннего развития детей, создает «зону
ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений,
которые направлены на обеспечение психологического комфорта
пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Адресат.
Дети 2 – 3 лет, родители детей.

Продолжительность курса.
Занятия начинаются в начале учебного года. Полный курс – 10 занятий (2
раза в неделю по 10 – 15 минут) .
Форма проведения.
Фронтальная в просторном помещении.
Цель программы.
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
Задачи программы.
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к ДОУ.
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Структура занятия.
1 часть. Вводная (3 минуты) .
Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на
совместную работу.
2 часть. Основная (5-7 минут) .
Цель: свободное выражение эмоций; активное взаимодействие со
сверстниками.
3 часть. Заключительная (3-5 минут) .
Цель: снятие психологического напряжения.
Примечания.
1. Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым
сюжетом, так как быстрая смена образов вызывает у детей раннего возраста
переутомление и снижение интереса к занятию.
2. Каждое занятие повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек,
песенок, правила игры.
3. Не стоит настаивать на активном участии всех детей на занятии. Позиция
«наблюдателя» несет также положительное воздействие в процессе
восприятия происходящего.

Ожидаемые результаты.
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям
детского сада.
2. Создание положительного эмоционального фона в группе сверстников.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
Тематический план.
№ / занятия / Тема / Задачи
1. «Божья коровка» -создание положительного настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие зрительного восприятия.
2. «Листопад» - создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми.
3. «Мячик» - развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- повышение эмоционального тонуса;
- развитие ориентации в пространстве.
4. «Осенний лес» - сплочение группы;
- развитие способности реагировать на инструкцию;
- развитие пространственных представлений.
5. «Веселый петрушка» - развитие умения согласовывать свои действия с
действиями других детей;
- закрепление знаний о принадлежности к полу.
6. «Зайка» - развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
7. «Мыльные пузыри»- снятие эмоционального напряжения;
- обучение детей установлению контакта друг с другом.
8. «Музыканты»- создание положительной эмоциональной обстановки;
- развитие образности слухового восприятия;
- развитие речи

9. «Мишка» - развитие чувства эмпатии;
- развитие координации движений;
- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха.
10. «Котята» - формирование положительной самооценки;
- развитие умения воспроизводить услышанные звуки;
- снятие мышечного напряжения.
Словарь.
1. Психологическая адаптация – приспособление личности к изменению
условий среды.
2. Психологическая защита – специальная регулятивная система
стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до
минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
3. Стресс – состояние, вызванное чрезмерными психическими и
физическими напряжениями или воздействиями травмирующих
раздражителей.
4. Тревожность – свойство личности, которое проявляется в частоте,
регулярности и пороге возникновения ощущения беспокойства и
неуверенности в своих действиях, переживаний реальных или
предполагаемых.
5. Зона ближайшего развития – возможность перехода ребенка оттого, что
он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в
сотрудничестве.

Литература.
1. А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации
к дошкольному учреждению», М., 2003 г. [электронный ресурс]
2. С. В. Крюкова, Н. П. Слободияк «Давай жить дружно», М., 2002 г.
3. С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в
обществе», М., 2004 г. [электронный ресурс]
4. О. Г. Заводчикова «Адаптация ребенка в ДОУ» М., 2007 г. [электронный
ресурс]
5. Н. В. Кирюхина «Организация и содержание работы по адаптации детей в
ДОУ», М., 2005 г.[электронный ресурс]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».