образовательная программа по инклюзивному воспитанию 2022-2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов)

Дополнительная образовательная программа
по инклюзивному воспитанию
(Индивидуальный маршрут развития ребёнка в музыкальной
деятельности)

Разработала:
музыкальный руководитель
Манвелян А.Р.

2022-2023гг.

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
1. Актуальность.
2. Принципы инклюзивного образования.
3. Условия инклюзивного воспитания.
4. Индивидуальный маршрут развития ребёнка в музыкальной
деятельности.
4.1 Психолого-педагогический портрет ребёнка.
4.2 Проблема. Рекомендации.
4.3 Цели и задачи.
4.4 Ожидаемые результаты.
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложения:
Приложение 1
План индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей.
Приложение 2
Консультация музыкального руководителя для родителей
Тема: «Музыкальные игры в семье».

3

Пояснительная записка
Согласно статье 5 пунктам 3, 4 закона ««Об образовании»… в РФ
гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС
дошкольного образования… », а также «… в РФ реализация права каждого
человека на образование обеспечивается путем создания федеральными
государственными

органами,

органами

местного

самоуправления

соответственно социально-экономических условий для его получения,
расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении
образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… »
Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии
детей в ДОУ и инклюзивного обучения.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include –
заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый
для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных
образования

(массовых)

положена

школах.

идеология,

В

основу

которая

инклюзивного

исключает

любую

дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем
людям,

но

создает

особые

условия

для

детей,

имеющих

особые

образовательные потребности.
“Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс
создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает
необходимость

адаптировать

программы

воспитания

и

обучения

к

потребностям и интересам детей, а не наоборот.
С. Л. Одом обращает внимание на уникальность дошкольного периода
образовательного пути человека, которая проявляется в:
1) природе развития детей дошкольного возраста и, соответственно, в
подходах к их обучению;
2) организационной структуре образовательного учреждения;
3) подготовке воспитателей и педагогов.

4

Актуальность.
В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов.
Согласно данным EFA Global Monitoring в настоящее время более 77
миллионов детей в мире не ходят в школу, приблизительно 30–40% детей
являются инвалидами, 781 миллион человек в мире являются неграмотными.
Так случилось, что мой ребёнок – инвалид. К счастью, она посещает
ДОУ общего типа. Я, как мама, очень рада, что моя дочь

имеет право

развиваться наравне со здоровыми детьми, от них она учится нормам
поведения в социуме, у неё развивается уверенность в своих силах, в свою
очередь, дети рядом с ней становятся добрее и милосерднее. Дети – это
будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с
детьми с ограниченными возможностями, то в будущем они будут
воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов
общества
Мы

понимаем

и

учитываем восемь

основных

принципов

инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для развития творческого потенциала у дошкольников необходимо
создать следующие педагогические условия:
1.создание благоприятной предметно-развивающей среды;

5

2.преемственность

в

работе

воспитателя,

психолога,

музыкального

руководителя;
3. тесное сотрудничество с родителями;
4. разработка индивидуального маршрута развития ребёнка в музыкальной
деятельности.
В подготовительную группу

нашего ДОУ пришёл новый мальчик

с

проблемами в общем развитии. Для проведения диагностики по развитию
музыкальных

способностей

проводились

следующие

методики

обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие
методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По
материалам диагностики я составила индивидуальный план работы с
ребенком.
Индивидуальный маршрут развития

ребёнка

в музыкальной

деятельности.
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные:
Имя: Айдын
Возраст: 5 лет
Проблема в развитии.
Обследование Айдына показало, что мальчик мало интересуется
музыкой, испытывает трудности при пении, так как
выполнении

музыкально-ритмических

движений.

не развита речь, и
Айдын

не

может

определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором
оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет
игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в
творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Айдын
очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.

6

Рекомендации.
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный
подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкальнотворческой

активности,

потребности

к

восприятию

музыки

в

образовательной деятельности и в свободное время,
Цель и задачи.
Целью данной работы является формирование у ребенка интереса к музыке,
творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.
• Развивать и совершенствовать музыкальные способности.
• Формировать культуру слушания музыки.
• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними
сотрудничество.
Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия;
• Аудиотека;
• Альбом, иллюстрации;
• Музыкальные дидактические игры;
• Музыкальные подвижные игры;
• Детские музыкальные инструменты.
Ожидаемые результаты:
Ребенок соответствуют целевым ориентирам:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
• обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и
самому себе;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности;

7

• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности;
• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями;
• способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и
умения.
Родители активно участвуют в образовательном процессе.
Налажена преемственность в работе музыкального руководителя, педагога
психолога и воспитателя.
Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной
работы по развитию музыкальных способностей (приложение 1),
котором

прослеживается

работа

с

родителями,

с

в

коллективом,

интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;

становление

саморегуляции

собственных

самостоятельности,
действий;

целенаправленности

развитие

социального

и
и

эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,

8

ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества;

развитие

фонематического

слуха;

звуковой

и

интонационной

знакомство

с

книжной

культуры

культурой,

речи,
детской

литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию

опорно-двигательной

системы

организма,

развитию

равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

9

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение

подвижными

играми

с

правилами;

становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами

(в

питании,

двигательном

режиме,

закаливании,

при

формировании полезных привычек и др.).
План работы рассчитан на полгода (6 месяцев). Занятия проходят один
раз в неделю по 25-30 минут.
Заключение.
Можно сделать выводы:
- индивидуальная

работа

по развитию музыкальных способностей

способствовала достижению личности ребенка

успешной социализации,

сохранению и укреплению здоровья, защите прав и свобод дошкольника;
- чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные
возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в
обществе.
Список литературы:
- Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном
образовании.

Пособие

для

педагогов

дошкольных

учреждений.

М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-144с.
- Котова А.Н. Общими усилиями. Музыка в коррекционной работе. Ж.
«Музыкальный руководитель» № 3 2009г
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. –
М., Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. 2001.
- Щербакова Н.А. Музыка в коррекционной работе. Музыкальное
воспитание детей с нарушениями речи. Ж «Музыкальный руководитель» №4
2005г

10

Приложение 1
План индивидуальной работы по развитию музыкальных
способностей
№

Основные
направления
в работе.

Сентябрь
1,2 Развитие
тембрового и
динамического
восприятия.

3, 4

Формирование навыков
культуры
слушания
музыки

Октябрь
1, 2 Обогащение
музыкальных
впечатлений
путем
восприятия
разных
жанров
музыки
3, 4

Работа над
звуковысотным
восприятием.

Игры,
упражнения
ребёнком

Оборудован
с ие

Взаимодейс
твие с
семьёй

Участни
ки

Консультация «
музыкальные игры в
семье»

Муз.
руководи
тель,
воспитатель,
родители

М/игры:
«Угадай, на чем
играю? »,
«Тихо-громко»,
«Музыкальный
магазин»,
Музыкальный
домик».
Дид. игра «
угадай музыку
и покажи
картинку».
« Изобрази
музыку».

детские
музыкальные
инструменты: ложки,
бубен,
колокольчик,
металлофон.

Аудиотека
Беседа
произведени «Музыкален
й из детского ли ваш
альбома П.
ребенок».
И.Чайковского: «Марш
деревянных
солдатиков»,
«Болезнь
куклы»,
«Новая
кукла»

Муз.
руководи
тель,
воспитатель,
родители

Дид. игра
«Песня-танецмарш».

Картинки к
игре.
Подборка
муыки:
марш, полка,
барыня,
песня.

Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители

Советы как
научить
ребенка
слушать
классическу
ю музыку и
высказывать
своё мнение
о ней
Д/игры: «Мама Иллюстрации Задание для
и детки»,
к игре.
родителей
«Птица и
Картинки с
«Придумать
птенчики», «Кто членами
песенку
в домике живет» семьи (мама, мамы и
папа,
ребёнка на
ребёнок)
определённы

Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители

11

й звук»
Ноябрь
1, 2 Совершенствование
музыкальноритмических
движений:

3, 4

Развитие и
совершенствование
ритмического слуха

Декабрь
1, 2 Развитие
певческих
умений и
навыков:
3, 4

Развитие
психических
процессов
(памяти,
мышления,
внимания).
Январь
1, 2 Побуждение
к элементарному
музыкальному
творчеству.
3, 4 Создание
условий для
развития
песенного
творчества.

Муз-подвижная
игра «Делай как
я», « Шапочку
передавайте»

Подборка
танцевальной
музыки.
«волшебная»
шапочка».

Советы
«Музыкальные
подвижные
игра и их
использован
ие в
домашних
условиях»
Консультация
«Особенности ритмического
восприятия у
детей»

Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители

Вместе с
Видеоклип
ребенком петь
песни или
знакомые песни, иллюстрации
к ним.

Беседа
«Развитие
певческих
умений и
навыков»

«Запомни и
нарисуй»,
«Соедини
фигуры».

Проводит
педагог –
писхолог.

Рекомендации
«Особенности
психических
процессов»

Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители
Психолог,
воспитатель,
родители

«Петушок,
курочка,
цыплята» ( на
закрепление
музыкальных
регистров
Предложить
придумать
песенку на
слоги (хрю-хрю,
га-га и т.д)

Игрушки:
петушок,
курочка,
цыплёнок.
металлофон.

Памятка
«Приемы
развития
музыкального
творчества»
Предложить
придумать
песенку
кошечки,
собачки на
слог (мяумяу, гав-гав).

«Раз, два, три, за Музыкальмною повтори» ные
инструменты
- Игра на одной Игры:
пластине
«Сыграй и
металлофона.
повтори»
«Запомни,
повтори»

Песня
«Машино
стадо».
Картинки
домашних
животных и
птиц.

Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители

Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители
Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители

12

Февраль
1, 2 Побуждение
к имповизации игровых
и танцевальных
движений.
3,4 Логоритмикаактивизация
речи с
одновременн
ыми
движениями.

Предложить
самостоятельно
придумать
танцевальные
движения к
песенке.
«Водят пчёлы
хоровод», «Над
цветком пчела
жужжит».

« Весёлые
строители»
Песня-игра г.
Вихаревой.

Памятка
«Как
вырастить
творческую
личность»

Муз.
руководи
тель,
воспитат
ель,
родители
Маска пчелы, КонсультаМуз.
цветок.
ция
руководи
«Воспитание тель,
ребёнка
воспитат
средствами
ель,
музыки».
родители

Приложение 2
Консультация музыкального руководителя для родителей
Тема: «Музыкальные игры в семье».
Игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа
жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной
энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и
общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает
музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления
детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор.
Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность
для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить,
бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они
очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы
можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в
детский сад.
Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих) .
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие.
Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети
повторяют его своими куклами.
Громко – тихо.
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры:
1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи,
после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький
– тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать.
Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в
ладоши, на пиано – выполняют

13

«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится
сначала только по показу взрослого.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в
рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или
фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при
помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый
прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью
звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере
приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по
мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при
повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Угадай мелодию.
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по
услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно
угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого
больше фишек.
Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы
станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо
вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с
детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен
почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы,
как и он, получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле.
И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений
остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим
светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный
в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным
ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».