Самоанализ педагогической деятельности музыкального руководителя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» » х. Денисов (МБДОУ д/с. «Колобок» х.Денисов)

Самоанализ педагогической деятельности
музыкального руководителя Манвелян Ануш рафиковны за 2022-2023г

2023г.

За отчетный период 2022-2023 учебный год в МБДОУ д/с «Колобок»
осуществлялась работа согласно в ФГОС ДО по разделу «Художественноэстетическое развитие» в следующих возрастных группах: младшая
разновозрастная группа и старшая разновозрастная группа.
Образовательная деятельность осуществлялась два раза в неделю в каждой
возрастной группе, соответствовала возрасту детей и нормам СанПин.
1.Программно-методическое обеспечения музыкального руководителя:
название примерной образовательной программы, парциальных
программ, методических пособий.
Педагогическая деятельность осуществлялась согласно Основной
образовательной программы ДОУ: «От рождения до школы»
Цель программы по разделу «Художественно-эстетическое развитие»:
развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и
становление эстетического отношения к окружающему миру через
следующие задачи:
1. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
3. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в
себя музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности
ребенка в этом направлении. В музыкально-педагогической деятельности
придерживалась приоритета культурных ценностей в содержании
образования. В условиях применения ценностного содержания в
музыкальном образовании у воспитанников сформированы социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые
ориентиры).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:


проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах
музыкальной деятельности;



обладает установкой положительного отношения к миру;



обладает развитым воображением, которое реализуется в различных
видах музыкальной деятельности,



использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;



подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими и др.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников было
направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах
деятельности. В течении года:


учитывала образовательные потребности детей и их родителей;



формировала и поддерживала положительную самооценку
воспитанников;



использовала такие формы и методы работы, которые соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям детей;



поддерживала инициативу и самостоятельность ребенка.

Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному
развитию детей проводилась организация образовательной деятельности
(ООД) по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах. ООД
проводила по программе по музыкальному развитию детей, разработанной на
2022-2023гг., согласно общеобразовательной программы ДОУ, составленной
на основе парциальной программы «музыкальные шедевры»
Цель программы «Музыкальные шедевры»: воспитание и развитие
гармонической, творческой личности ребенка средствами музыкального
искусства и музыкально – художественной деятельности.
Задачи программы «Музыкальные шедевры»:


подготовить детей к восприятию музыкальных образов и
представлений;



заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания,
голоса, движения, чувство ритма и красоты мелодии, развитие
индивидуальных музыкальных способностей);



приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой
музыкальной культуре;



подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;



развивать коммуникативные способности;



научит детей творчески использовать музыкальные впечатления в
повседневной жизни;



познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в
привлекательной и доступной форме;



обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в
музыкальной игре;



развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников,
необходимо постоянно поддерживать интерес детей к музыкальной
деятельности (регламентированной и нерегламентированной); создавать
эмоциональный комфорт, чтобы способствовать повышению активности
детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач,
гармоничность музыкально-эстетического развития ребёнка.
Организация образовательной деятельности проводилась согласно
утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в
соответствии с возрастом детей и нормами СанПин и выдержанны по
времени.
На занятиях использовала следующие формы:
1) Традиционные, на которых решались задачи по всем видам музыкальной
деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические
движения, игра в шумовом оркестр, музыкальная игра) Последовательность
видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета
следующих моментов:
o

возрастные особенности детей;

o

основные задачи;

o

физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;

o

характер предшествующей и последующей деятельности;

o

условия проведения занятий.

2) Тематические занятия. Тема должна проходить через все виды
музыкальной деятельности.
3) Комплексные занятия. Один раз в 3-4 месяца. Темы комплексных занятий
разнообразны: это и наблюдения в природе, изучение народных промыслов,
обрядов. Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их
деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию.
В ООД и открытых просмотрах, праздниках возможности музыки
использовались, как средство благоприятного воздействия на психическое
здоровье ребенка. Использовала следующие здоровье сберегающие
технологии:


Дыхательная гимнастика;



Ритмопластика;



Фонопедические упражнения;



Артикуляционная гимнастика;



Пальчиковая гимнастика;



Речь с движением.(логоритмика)

Ритмопластика:
o

развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус;

o

развивает умение правильно и красиво двигаться;

o

укрепляет различные группы мышц и осанку;

o

развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:

o

повышение уровня развития музыкальных и творческих
способностей детей;

o

стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

o

повышение уровня речевого развития;

Использую информационные технологии в организации музыкальной
деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д.
В течении года занималась повышением качества профессиональной
компетенции. Мною были поставлены следующие задачи:
1. Развивать интонационную выразительность речи;
2. Развивать координацию слова и движения;
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
4. Восприятие музыки, классической музыки художественной литературы,
фольклора;
5. Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий
эмоциональный отклик при восприятии музыки различного характера;
6. Проводить индивидуальную работу по разучиванию музыкальных номеров
к праздникам и развлечениям;
7. Развитие вокально-певческих умений детей, работа с солистами;

8. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к
отечественному музыкальному наследию, современной и классической
музыке;
9. Совершенствовать звуковысотный, тембровый, ритмический и
динамический слух;
10.Продолжать приобщать детей к культуре своего народа;
11.Совершенствовать навыки движения под музыку;
12.Участие во всероссийских музыкальных детских конкурсах.
В течении года внедряла различные формы решения программных
задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам
образовательной деятельности:


В совместной деятельности педагогов и детей;



В совместной деятельности с семьей;



В самостоятельной деятельности детей;



При организации режимных моментов.

Для этого мною разрабатывается планирование образовательной
деятельности, с учетом интеграция всех образовательных областей. Все
перечисленные задачи успешно решались в течении года, в различных видах
деятельности:
1. Беседы;
2. Вокально-певческая работа с детьми;
3. Организация культурно-досуговой деятельности детей и привлечение к
ней родителей (участие родителей в совместных мероприятиях ДОУ).
В течение учебного года проводились праздничные мероприятия, досуги,
согласно годового плана:
1. День воспитателя (сентябрь)
2. Осенние праздники (октябрь), «День матери » (ноябрь)
3. различные музыкально-спортивные мероприятия (каждый месяц)
3. «Новый год у ворот» (декабрь)
4. «День защитника Отечества» (февраль)
5. Фольклорный праздник на улице «Широкая Масленица» (февраль)
6. Мамин день – 8 марта «Мамочка любимая» (март)
7. Фольклорный праздник «Люблю русские просторы»

8. Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»
2.Качественный анализ выполнения задач по разделу «Музыка»
Цель: Определить уровень развития музыкальных способностей детей на
конец учебного года, проанализировать динамику развития и эффективность
педагогического воздействия в течение года.
По результатам педагогической диагностики в начале года был определен
план музыкально-образовательной работы по направлению развития
музыкальных способностей через основные виды музыкальной деятельности
(пение, восприятие музыки, движение под музыку, элементарное
музицирование). Все виды музыкальной деятельности осуществлялись через
игровой подход и позволили повысить уровень музыкального развития детей
в конце года.
Диагностика уровня развития музыкальных способностейпроводится 2 раза в
год по следующим направлениям:


Слушание музыки



Пение



Музыкально-ритмические движения



Чувство ритма

В диагностическом исследовании в начале учебного года приняли участие
31воспитанников, из них:
- младшая разновозрастная группа «Ягодка»- 10 детей;( вторая младшая)
Старшая разновозрастная группа «Вишенка»
- средняя группа - 4детей.
- старшая группа -9 детей.
- подготовительная группа - 8 детей
По результатам проведенной диагностики, на начало учебного года
выявлено:
Младшая разновозрастная группа «Ягодка» группа: – начало года -34%,
Старшая разновозрастная группа «Вишенка»группа: - начало года- 54%,
В конце учебного года была также проведена диагностика уровня
музыкального развития детей. В диагностическом исследовании в конце
учебного года приняли участие 41 воспитанника, из них:
- младшая группа - 20 детей;
- старшая группа - 21 детей.

Диагностика показала следующие результаты:
Младшая разновозрастная группа «Ягодка»54%
Старшая разновозрастная группа «Вишенка»-79%
В младшей подгруппе дети раннего возраста эмоционально стали
реагировать на музыку спокойного и весёлого характера. Повторяют
простейшие движения: хлопки в ладоши, топают ножками, кружатся,
делают «фонарики», играют в догонялки, подпрыгивают на двух ногах,
наклоняются в поклоне. Стараются подпевать за педагогом.
Дети второй младшейпод группы умеют петь негромко, уверенно и
естественно, с помощью педагогов в начале года, а в конце года
самостоятельно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев
простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки,
способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные
параметры соответствуют критериям программы. Программа выполнена
полностью.
Рекомендации: активнее включать музыкально - дидактические игры в
повседневную жизнь детей.
В средней подгруппе дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега,
простыми танцевальными движениями, слышат музыку и определяют
характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении,
имеют достаточный запас слов-настроений о характере музыки. У детей в
достаточной степени соответственно возрастным особенностям развиты
вокально-хоровые навыки: воспитанники поют слаженно, чисто интонируют
мелодию, воспроизводят ритм правильно, эмоциональный фон присутствует.
Программа усвоена в полном объеме.
В старшей и подготовительной возрастной группе достаточно высокий
уровень музыкального развития. Работа с воспитанниками отличалась чёткой
организацией образовательного процесса, что позволило к концу года
отметить значительные подвижки развития в области музыкального
воспитания. Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют
высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоциональнообразными высказываниями о музыке, музыкальном образе.
В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового
аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия
вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата,
дыхания, речевые игры, пропевание. Работа велась по расширению
певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости,
полётности детского голоса.
Также в полном объёме решены программные задачи по музыкальноритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-

ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно
развиты.
Отдельно хотелось бы сказать о выпускной группе.
В результате систематической, целенаправленной и
планомерной работы произошли качественные изменения
показателей музыкального развития у детей.
Во второй половине года дети подготовительной группы достигли
значительных успехов в музыкальном развитии:
o

эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее
настроение, слышат средства музыкальной выразительности,
динамику развития музыкального образа, могут рассказать о
возможном содержании пьесы;

o

поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и
динамические особенности, чисто интонируют
с музыкальным сопровождением и без него.

Миссия моей работы в области музыкального развития, в частности занятий
танцами заключается в следующем:


проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду,
направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;



формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания
музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей
передавать движениями характер, образы музыки);



создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков,
музыкальных способностей;



воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

В связи с этим дети ритмично и выразительно двигаются в соответствии с
характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и
фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске. (по
одному, в парах).
Во всех праздниках и развлечениях активное участие принимали
воспитатели. Хотелось бы отметить активность всех воспитателей, их
помощь в организации и проведении праздничных мероприятиях. Тесное
сотрудничество с родителями, в этом году, осуществлялось только с
солистами моей вокальной группы «Поющие нотки», в ходе организации
выступлений и подготовки к конкурсам.
Считаю, что привлечение родителей к образовательной деятельности ДОУ –
это обязательное, и очень важное требование новых стандартов ФГОС.
Планирую расширить эту задачу, продолжать привлекать родителей к

праздничной жизни нашего ДОУ участием на праздниках и конкурсах, чтобы
они прониклись жизнью детского сада.
Кружок посещали дети старшей и подготовительной групп. Дети выступали
на праздниках и мероприятиях детского сада .
Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат
в исполнительской деятельности детей. В течении года дети участвовали в
следующих конкурсах: всероссийский конкур ФГОСДО в наминации
«Хореография» следующие танцы: танец победы «Нам нужен мир», ко дню
матери «Мама Солнышко мое», по осенним мотивам «Осенний листопад»,
ко дню жащитника Отечество , к 8 марта «Танец с обручами»
3.Методическая работа музыкального руководителя:
В течение всего периода работала над повышением своего педагогического
мастерства. Принимала участие в мероприятиях детского сада, и района.
Участвовала в конкурсах, семинарах, была активным слушателем вебинаров:
В этом учебном году я продолжила работать по ранее выбранной (в
предыдущем учебном году) теме по самообразованию: : «Песочная терапия с
элементами музыкотерапии как средство для развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста.
В декабре 2020 года прошла курсы повышения квалификации по теме
«Организация музыкального воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО».
В течение года принимала активное участие в методической работе ДОУ:
подготовка музыкальных мероприятий в ДОУ, выступление на
педагогических советах.
Имею свой сайт, который пополняю сценариями праздников,
консультациями для родителей и педагогов, выкладываю фотоотчёты.
Для реализации поставленных задач я соблюдала следующие условия:
а) возрастные и индивидуальные особенности детей;
б) сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим
коллективом и родителями;
в) учитываю взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он
живёт;
г) создание в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность
каждому ребёнку творчески раскрыться;
д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания
дошкольников.
4. Взаимодействие с педагогами

В плане взаимодействия с педагогами в течение всего года мной проводилась
следующая работа:
Систематически, согласно плану, со всеми воспитателями обсуждали и
утверждали предложенные сценарии мероприятий, вели подготовку к
утренникам и развлечениям, занятиям. Осуществлялись консультации по
вопросам музыкального воспитания детей через информационный стенд и
при личных беседах.
5. Взаимодействие с родителями
В плане взаимодействия с родителями воспитанников в течение всего года
мной проводилась следующая работа работа:
- проводила индивидуальные консультации по организации домашних
репетиций с детьми;
- Стендовая информация в течение всего учебного года знакомила родителей
с разнообразной информацией по музыкальному воспитанию детей дома:
«Выявление и развитие музыкальных, творческих способностей
дошкольника»; «Как сделать ребенка успешным»; «Музыкальное воспитание
детей в семье»; «Использование технологии аудиального развития детей и
родителей для сохранения и совершенствования творческого потенциала
воспитанников»; «Что такое музыкальность? и какую музыку должен
слушать ваш ребёнок»; ««Когда зажигаются свечи» - как провести зимний
праздник в семье. Организация музыкальных досугов дома, в семье»; «В
гости к музыке!» Правила поведения при встрече с музыкой»; «Пение - как
вид деятельности. Советы тем, кто хочет научиться петь. Что такое петь
чисто. Охрана детского голоса».
Таким образом, если правильно и в системе выстраивать работу по
музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы
работы, то родители становятся участниками музыкального
образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое
воспитание детей будет эффективней.
Выводы:
Считаю, установленный мною план работы на 2022-2023 год выполнен с
положительными результатами.
В результате проводимой мною работы повысился интерес детей к слушанию
музыки, расширился их «интонационный словарь». Дети научились
вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать
выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления. У
детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и
музыкальной культуры.

1.Уровень музыкального развития детей вырос по сравнению с показателями
на начало года. Этому способствовало несколько факторов, таких, как:
высокий профессионализм и творческий подход педагогов, их
заинтересованность в достижении лучших результатов;
систематизированные музыкальные занятия, досуги и праздники.
2. Используя систематическую, планомерную работу с постепенным
усложнением музыкального материала по развитию музыкальных
способностей можно достичь положительной динамики.
3. Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей,
совместными усилиями можно достичь положительных результатов не
только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя
укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между
коллегами.
4. Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по
формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной
деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности
воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке,
закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.
Рекомендации:
Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома
и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать
музыкальные произведения в течение дня в группе. Систематически
закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную
отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке,
развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей.
Продолжать проводить просветительскую работу с родителями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».