КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ образовательной программы МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов 4.1. Общая информация Программа ДОО разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования,утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО). 4.1. Цели и Задачи Программы Цель – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п. 14.1. ФОП ДО). Задачами программы являются: 1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО. 2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. 3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития. 4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности. 7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности. 8. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования (п.14.2. ФОП ДО). 1.1. Цель и задачи реализации Парциальной программы "Региональная программа «Приключения Светофора» по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма." https://kolobok25.tvoysadik.ru/upload/tskolobok25_new/files/8d/7e/ 8d7eed55497d261eb80f235ca1108705.pdf Цель Парциальной программы: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах Основные задачи: -Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения; -развивать у детей умения ориентироваться в различной обстановке; -вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах; -воспитывать в детях грамотных пешеходов; Задачами Программы являются: 1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО. 2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. 3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития. 4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности. 7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности. 8. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования (п.14.2. ФОП ДО). Цель и задачи реализации Региональной программы https://kolobok25.tvoysadik.ru/upload/tskolobok25_new/files/a4/1b/ a41bf95f545305b5e613680263d62794.pdf "Родники Дона" Цель Парциальной программы: развитие у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре истории и природе Донского края. Социализация дошкольников в процессе организованного взаимодействия с объектами, составляющими природное и культурное наследие Дона. Основные задачи: 1. Развитие у детей любознательности к культуре, истории и природе родного края. 2. Создание условий для культурной идентификации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края. 3. Развитие эмоционально-ценностной сферы отношений ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края. 4. Развитие субъектного опыта дошкольника в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, музыкальной, игровой, природо-охранной деятельности. 5. Развитие творческого потенциала ребёнка, проявляющегося в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремлении изменять и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни. 6. Развитие опыта творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для совместной деятельности. 1.4. Цель и задачи реализации Парциальной программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" https://kolobok25.tvoysadik.ru/upload/tskolobok25_new/files/ 28/20/28207b06234837c02c36e7f24eb33285.pdf Цель Парциальной программы: --- расширить представление о жанрах устного народного творчества; --- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка: --- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства. Основные задачи: --- содействие атмосфере национального быта; --- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек; --- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; --- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры. Программа ДОО включает в себя следующие разделы: -целевой раздел раскрывает цели, задачи, принципы Программы ДОО, планируемые результаты освоения Программы организации, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов; -содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области для всех возрастных групп обучающихся, направления задачи коррекционно-развивающей работы, рабочую программу воспитания; - организационный раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение, примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, план воспитательной работы. Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию Программы организации. Организация режима пребывания детей в детском саду Режим работы: 10-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе. Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода: • первый период (с 1 сентября по 31 мая); • второй период (с 1 июня по 31 августа). Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей. Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации. 4.2. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа организации Программа организации направлена на создание условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребѐнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Количество групп всего: 2 В ДОО функционируют 2 разновозрастные группы. Возрастная категория группы Количество возрастных групп Группа разновозрастная (от 1.5 до 4 лет) Группа разновозрастная (от 4 до 7 лет) 1 1 Информация о направленности групп: 1. Действует система физкультурно-оздоровительной работы. 2. Используется региональный компонент в образовательном процессе. 3. Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны социально-психологической службы. 4. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка. 5. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ссылки на ФОП ДОО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДОО Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена: • парциальная программа «Родники Дона» Чумечева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А., Черноиванова Н.Е. учебно — методическое пособие .2-е изд., доп. Ростов н/Д; Ростиздат. 2011.- 412 с https://kolobok25.tvoysadik.ru/upload/tskolobok25_new/files/a4/1b/ a41bf95f545305b5e613680263d62794.pdf Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Программа организации направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития иннициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности ( игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка) ; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 4.3. Характеристика отношений части, формируемой участниками образовательных Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы: п.23 ФОП ДО 4.4. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить: 1. психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; 2. единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; 3. повышение воспитательного потенциала семьи. Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются: 1. информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; 2. просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; 3. способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4. построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; 5. вовлекать родителей в образовательный процесс. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: -приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка; -открытость; -взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей; -индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье; -возрастосообразность Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы. Название Содержание работы направления 6. Диагностико аналитическое направление 7. Включает получение и анализ данных: -о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; -об уровне психолого-педагогической компетентности родителей; -планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; -согласование воспитательных задач 8. Просветительское 9. Просвещение родителей по вопросам: направление -особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; -выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; -ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; -информирования об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; - условий пребывания ребенка в группе ДОО; -содержания и методов образовательной работы с детьми 10. Консультационное 11. Консультирование родителей: направление -по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи; -об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; -о возникающих проблемных ситуациях; -о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста; -о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др. Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых. Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие. Основные практические формы взаимодействия МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов с семьей Этапы Формы Знакомство с семьей Встречи-знакомства, анкетирование Информирование родителей о ходе образовательной деятельности Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники Просвещение родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастерклассы, тренинги, создание родительской библиотеки в группах Совместная деятельность Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов, кружковой работе Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы: п.26 ФОП ДО; Раздел 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов // Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Министерство просвещения РФ, 2023 г. Образовательная программа дошкольного образования (далееПрограмма) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 (далее-ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО),утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 №1028 .