приказ о создании комиссии по организации обследования, паспортизации объекта и предоставляемых услуг по обеспечению доступности инвалидов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» хДенисов (МБДОУ д/с «Колобок» хДенисов )
ПРИКАЗ
24.10.2025

№ 134
х.Денисов

О создании комиссии по организации
обследования, паспортизации объекта
и предоставляемых услуг по обеспечению
доступности инвалидов
Во исполнения приказа Минестерства просвещения РФ от 31.03.2025 № 253 «Об
утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования,
профессионального обучения и соответствующего дополнительного профессионального
образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых,
организацции отдыха и оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой
помощи», в соответствии с письмом Минобрнауки России от 29.07.2016 № 07-3199 «Об
обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с
ОВЗ», в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере
образования
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить состав комиссии по организации и проведению обследования и паспортизации
объекта и предоставляемых услуг по обеспечению доступности для инвалидов МБДОУ д/с
«Колобок» хДенисов в следующем составе:
Председатель комиссии: заведующий Якимова Татиьяна Владимировна;
Заместитель председателя: и.о.заведующего хозяйством Исаева Александра Николаевна;
Члены комиссии: педагог - психолог Манвелян Ануш Рафиковна
Воспитатель - Стасюк Наталия Ивановна
Представитель местной организации Общероссийской общественной
организации «Всероссийского общества инвалидов» Мартыновского района (по
согласованию) Михно Павел Васильевич (приложение 1)
2. Утвердить план - график организации и проведения обследования и паспортизации объекта и
предоставляемых услуг по обеспечению доступности для инвалидов МБДОУ д/с
«Колобок» хДенисов (приложение № 2)
3. Комиссии провести обследование объекта в срок до 30.10.2025 года.
4. По результатам обследования здания МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов комиссии составить
акт обследования и разработать паспорт доступности объекта и предоставляемых услуг
в срок до 05.11.2025 года.
5.Утвердить Положение о комиссии организации и проведению обследования и паспортизации
объекта и предоставляемых услуг по обеспечению доступности для инвалидов МБДОУ д/с
«Колобок» хДенисов (приложение № 3).
6. Считать утратившим силу Положение о комиссии организации и проведению обследования и
паспортизации объекта и предоставляемых услуг по обеспечению доступности для инвалидов
МБДОУ д/с «Колобок» хДенисов, утвержденное приказом № 163 от 29.08.2022 года.
7.Утвердить план мероприятий («дорожная карта») МБДОУ д/с «Колобок» хДенисов по
повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на
нем услугам (приложение №4).

8.Считать утратившим силу план мероприятий («дорожная карта») МБДОУ д/с «Колобок»
хДенисов по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и
предоставляемым на нем услугам, утвержденный приказом № 163 от 29.08.2022 года.
9. Утвердить Правила этикета при общении с инвалидами работников Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колобок» х.Денисов
(приложение №5).
10.Признать утратившими силу Правила этикета при общении с инвалидами работников
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
«Колобок» х.Денисов, утвержденные приказом № 163 от 29.08.2022 года.
11.Разместить в десятидневный срок приказ паспорт доступности для инвалидов объекта и
предоставляемых на нем услуг в сфере образования на информационном стенде МБДОУ д/с
«Колобок» хДенисов и на официальном сайте в сети «Интернет».
12.Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий МБДОУ
д/с «Колобок» х.Денисов
С приказом ознакомлены:

Т.В.Якимова
А.Н.Исаева «__»________2025
Н.И.Стасюк «___»______2025
А.Р.Манвелян «__»______2025

приложение №3 к приказу № 134
от «24» октября 2025 года
ПОЛОЖЕНИЕ
комиссии организации и проведению обследования и паспортизации объекта
и предоставляемых услуг по обеспечению доступности для инвалидов
МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
1. Общие положения
1) Комиссия по организации и проведению обследования и паспортизации
объекта и предоставляемых услуг (далее – Комиссия) в Муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении детский сад «Колобок» х.Денисов (далее –
Учреждение) создается с целью проведения оценки показателей соответствия уровня
доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг Учреждения согласно
приказа Министерства просвещения РФ от 31.03.2025 № 253 «Об утверждении
порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования,
профессионального
обучения
и
соответствующего
дополнительного
профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного
образования детей и взрослых, организацции отдыха и оздоровления детей, а также
оказания им при этом необходимой помощи»(далее Приказ №253), в соответствии с
письмом Минобрнауки России от 29.07.2016 № 07-3199 «Об обеспечении условий
доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ», в целях
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере
образования
2) В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим
законодательством и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации,
Ростовской области и Мартыновского района в сфере формирования доступной среды
жизнедеятельности для инвалидов и настоящим Положением.
2. Задачи Комиссии
Основными задачами Комиссии являются:
 Проведение обследования и паспортизации Учреждения и предоставляемых
на них услуг.
 Разработка плана мероприятий по повышению значений показателей
доступности для инвалидов к объекту и предоставляемом на нем услугам.
3. Состав Комиссии и организация деятельности Комиссии
 Комиссия образуется в составе председателя, заместителя председателя
членов Комиссии.
 Председателем назначается заведующий Учреждения со сроком на 1 год.
 Председатель Комиссии ведет заседания Комиссии, контролирует
выполнение решений Комиссии, принимает решение о проведении
внеочередного заседания Комиссии при необходимости безотлагательного
рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Комиссии,
распределяет обязанности между членами Комиссии.
 Председатель Комиссии несет ответственность за организацию работы
Комиссии

 Председатель
проводит предварительную подготовку материалов к
рассмотрению на заседании Комиссии, приглашает членов Комиссии и
иных лиц на заседание Комиссии, готовит проекты решений Комиссии,
ведет протокол заседания Комиссии.
 Комиссия формируется из работников Учреждения и представителя
общественных организаций инвалидов (по согласованию), также
приглашается представитель родительского комитета.
 Члены Комиссии осуществляют работу в Комиссии на общественных
началах.
 Члены Комиссии вправе вносить предложения по формированию повестки
дня заседания Комиссии.
 Комиссия собирается на заседание по мере необходимости;
 Члены Комиссии обязаны:
присутствовать на заседании Комиссии, участвовать в обсуждении
рассматриваемых вопросов и выработке по ним решений;
 При невозможности присутствия на заседании Комиссии заблаговременно
извещать об этом секретаря Комиссии;
 Заседание Комиссии оформляется протоколом с указанием даты и места
заседания, содержания рассматриваемых вопросов, сведений о явке членов
Комиссии и лиц, приглашенных на заседание Комиссии, других данных,
относящихся к рассматриваемому вопросу, а также сведений о принятых
решениях.
 Протокол подписывается председателем и членом комиссии.
 Решение Комиссии считается правомочным, если на ее заседании
присутствует не менее половины членов Комиссии. Решения принимаются
большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.
При равенстве голосов голос председательствующего на заседании
Комиссии является решающим.

приложение №4 к приказу № 134
от «24» октября 2025 года
ПЛАН
мероприятий («дорожная карта») на 2025-2030 годы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» х.Денисов
по повышению значений показателей доступности для инвалидов
к объекту и представляемым на нем услугам
I Общие положения
1. План мероприятий («дорожная карта») Муниципальной бюджетной дошкольной
образовательной учреждении детский сад «Колобок» х.Денисов направлен на обеспечение
условий по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту МБДОУ
д/с «Колобок» х.Денисов (далее - объект) и предоставляемым на нем услугам (далее - услуги) в
сфере образования. План разработан с учетом требований приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2025 года № 253 «Об утверждении порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения и
соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального
обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления
детей, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование «создаются
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации…». Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения
образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования,
- предоставление услуг тьютора, оказывающего воспитанникам необходимую техническую
помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания учреждения, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных
и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
2. Целью «дорожной карты» является поэтапное повышение с учетом финансовых
возможностей уровня доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам
в сфере образования, в том числе:
-обеспечение условий доступности для инвалидов объекта сферы образования;
-обеспечение условий для беспрепятственного пользования инвалидами услугами в сфере
образования;
-полноценная интеграция инвалидов в общество.

3. «Дорожной картой» в соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2025 года № 253 «Об утверждении порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего,
среднего профессионального образования, профессионального обучения и соответствующего
дополнительного профессионального образования, профессионального обучения,
дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления детей, а
также оказания им при этом необходимой помощи»определяются:
- цели обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг;
- значения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (на период 202 - 2030
годов);
-перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений
показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
4. Целями реализации «дорожной карты» являются:
- создание условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
равных возможностей доступа к объекту МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов и предоставляемым
услугам, а также оказание им при этом необходимой помощи в пределах полномочий;
- установление показателей, позволяющих оценивать степень доступности для инвалидов
объекта и услуг;
-оснащение объекта приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной
форме, позволяющими обеспечить доступность для инвалидов, предоставляемых на нем услуг;
-проведение паспортизации объекта и услуг, принятие и реализация решений о сроках
поэтапного повышения значений показателей его доступности до уровня требований,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Для достижения заявленных целей «дорожной картой» предусмотрен перечень
мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей
доступности для инвалидов к объекту и услугам в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации об обеспечении доступности для инвалидов объектов
и услуг путем учета указанных требований при разработке проектных решений на новое
строительство или реконструкцию объекта.
6.«Дорожной картой» предусматривается создание необходимых условий для решения
основных проблем с обеспечением для инвалидов беспрепятственного доступа к объекту и
услугам, в том числе:
- адаптация объекта с учетом реконструкции или капитального ремонта для обеспечения
доступа инвалидов к объекту и услугам;
- отсутствие или неполная оснащенность объекта приспособлениями, средствами и
источниками информации в доступной форме, необходимыми для получения инвалидами услуг
наравне с другими лицами;
- наличие работников, предоставляющих услуги инвалидам, не прошедших инструктирование
или обучение по вопросам, связанных с обеспечением их доступности и оказанием при этом
помощи инвалидам, и не владеющих необходимыми для этого знаниями и навыками;
- отсутствие паспорта доступности объекта, содержащего решения об объеме и сроках
проведения мероприятий по поэтапному созданию условий для беспрепятственного доступа
инвалидов;
- отсутствие в административных регламентах государственных услуг (в должностных
инструкциях работников) положений, определяющих их обязанности и порядок действий по
оказанию инвалидам помощи и содействия в преодолении барьеров, мешающих получению
ими услуг наравне с другими лицами.
«Дорожной картой» предусматривается проведение мероприятий по поэтапному
повышению значений показателей, предоставляемых услуг инвалидам с учетом имеющихся у
них нарушений функций организма, а также оказанию им помощи в преодолении барьеров,
препятствующих получению услуг, таких как:
- принятие МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов нормативных правовых документов,
обеспечивающих соблюдение установленных законодательством Российской Федерации
условий доступности объекта и услуг для инвалидов;

- организация работы по обеспечению предоставления услуг инвалидам;
- расширение перечня оказываемых услуг, доступных для лиц с ограниченными возможностями,
через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
7. Планируемое повышение значений показателей доступности объектов и услуг и сроки
их достижения определены в «дорожной карте», исходя из норм и требований:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. № 196 ;
- Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации"
- Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в
связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
-постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об
утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и
сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений»;
-приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №
605 «Об утверждении свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для
маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2025года №253
«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования,
профессионального обучения и соответствующего дополнительного профессионального
образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых,
организацции отдыха и оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой
помощи»
8. Основные ожидаемые результаты реализации «дорожной карты»:
- поэтапное выполнение запланированных значений (показателей) доступности объекта и услуг
с учетом финансовых возможностей организации, предоставляющей услуги в сфере
образования;
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп
населения к объекту и предоставляемым услугам согласно запланированным показателям
Плана мероприятий («дорожной карты») МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов .
Реализация «дорожной карты» позволит сформировать условия для устойчивого
развития доступной среды для инвалидов, повысить доступность и качество предоставляемых
инвалидам услуг в сфере образования, преодолеть социальную разобщенность.
Сроки реализации Плана мероприятий «дорожной карты» – 2025–2030 годы.
Результатом реализации «дорожной карты» является повышение к 2025 году значений
показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.
II. Оборудование территории, прилегающей
к МБДОУ д/с«Колобок» х.Денисов ,
и ее помещений с учетом доступности для инвалидов и услуг в сфере образования
№
п/п
1

Наименование условий
доступности для
инвалидов объекта и
услуг
Оборудование входных
групп пандусами

Единица
Значение
измерения показателей
(по годам)
2025 2030
да/нет
да
да

Управленческое решение

Выполнены в 2022г

(подъемными
платформами)
1.1. Оборудование входных
групп подъемными
платформами (аппарель)
2 Выделение стоянок
автотранспортных средств
для инвалидов

да/нет

нет

да

да/нет

да

да

шт.

нет

да

да/нет

нет

да

3.1. Наличие поручней

да/нет

нет

да

3.2. Наличие расширенных
дверных проемов

да/нет

нет

да

при наличии бюджетного
финансирования

Наличие сменных креселколясок

да/нет

нет

да

нет потребности в приобретении.

Наличие специально
оборудованных для
инвалидов санитарногигиенических
помещений

да/нет

нет

да

нет технической возможности
(год постройки здания 1973 г.)

2.1.

3.

4.

Наличие в организации
транспортных средств,
используемых для
перевозки инвалидов
Наличие адаптированных
лифтов

нет технической возможности,
здание одноэтажное
(год постройки здания 1973г)
Установка специального знака с
выделением не менее одного места
для парковки специальных
автотранспортных средств
инвалидов согласно Федеральному
закону о социальной защите
инвалидов в РФ от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ Статья 15. при наличии
бюджетного финансирования
нет потребности в приобретении.

нет технической возможности,
здание одноэтажное
(год постройки здания 1973г.)
нет потребности в приобретении.

III. Обеспечение в МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими
№
п/п

Наименование условий
доступности для
инвалидов объекта и
услуг

Единицы
измерения

Значение
показателей
(по годам)
2025
2030

Управленческое решение

1

Дублирование для
инвалидов по слуху и
зрению звуковой и
зрительной информации

да/нет

нет

да

при наличии бюджетного
финансирования

2

Дублирование надписей,
знаков и иной текстовой и
графической информации
знаками, выполненными
рельефно-точечным
шрифтом Брайля

да/нет

да

да

Выполнено в 2020 г

3.

Возможность
предоставления инвалидам
по слуху (слуху и зрению)
услуг сурдо- переводчика
(тифлосурдо переводчика)

4.

Наличие альтернативной
да/нет
версии официального
сайта организации для
инвалидов по зрению
Помощь, оказываемая
количество
работниками организации,
предоставляющих услуги
прошедшими необходимое
обучение
(инструктирование) по
сопровождению
инвалидов в помещениях
организации и на
прилегающей территории
предоставление
да/нет
необходимых услуг в
дистанционном режиме

5.

6.

шт.

0

1

при наличии воспитанников
ДОУ с данным заболеванием
которым необходимы
специалисты (сурдо
переводчики и тифлосурдо
переводчики и увеличении
штатного расписания или
возможности заключения
договоров
Внесение изменений в
структуру сайта

да

да

15

15

Правила этикета при общении с
инвалидами работников
МБДОУ д/с «Колобок»
х.Денисов

да

да

при дополнительном
финансировании, введении
дополнительных ставок и наличии
дополнительных специалистов
(сурдо переводчиков и тифлосурдо
переводчиков в штате ДОУ

IV. Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений
показателей доступности для инвалидов МБДОУ д/с«Колобок» х.Денисов и услуг
Нормативный
правовой акт,
иной документ,
Планируемые результаты
влияния мероприятия
которым
Ответственные Срок
на повышение значения
№
Наименование
предусмотрено
исполнители, реализа
п/п
мероприятия
показателя доступности
проведение
соисполнители ции
для инвалидов объектов и
мероприятия
услуг
или который
планируется
принять
I .Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов
объекта инфраструктуры (транспортных средств, средств связи и информации), включая
оборудование объекта необходимыми приспособлениями
Организация и
проведение
приведения
паспортизации и
данного объекта в полное
классификации
Приказы по Администрация 2025соответствие требованиям
1
объектов социальной
учреждению
ДОУ
2030
доступности для инвалидов
инфраструктуры и
объектов и услуг
услуг для определения
уровня доступности и

необходимой
адаптации для
инвалидов
II. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых
инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию
им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами
Организация обучения
и инструктирования
специалистов,
Увеличение доли
связанных с
специалистов, прошедших
обеспечением
Нормативно- ежегообучение или
доступности для
правовая база,
дно,
инструктирование по
инвалидов объекта и
Администрация
1
приказы по
-по
вопросам, связанным с
ДОУ
предоставляемых услуг
учреждению.
потребн обеспечением доступности
с учетом имеющихся у
ости. для инвалидов объекта и
инвалидов стойких
предоставляемых на нем
расстройств функций
услуг
организма и
ограничений
жизнедеятельности
Принятие
административно-распорядиОбеспечение
тельных актов в
сопровождения
организации, в
Увеличение числа
инвалидов, имеющих
соответствии с
работников организации, на
стойкие расстройства
которыми на
которых административнофункций зрения и
1
работников
Администрация
распорядительным актом
самостоятельного
квартал
2
организации
ДОУ
возложены обязанности по
передвижения, и
2026
возложены
оказанию инвалидам
оказания им помощи на
обязанности по
помощи при
объектах в сфере
оказанию
предоставлении им услуг
образования
инвалидам
помощи при
предоставлении
им услуг
Оказание услуг
Приказы по Администрация 2025Расширение сферы
3
инвалидам:
учреждению
ДОУ
2030 гг.
предоставления услуг
3.1
по месту жительства
.
инвалида
3.2
в дистанционной форме
.
с использованием
русского жестового
языка, с допуском
3.3
сурдопереводчика и
.
тифлосурдопереводчик
а на объект в сфере
образования
с нарушением слуха
(слабо слышащих) с
3.4
использованием
-.
электронного
взаимодействия и сети

Интернет
инвалидов с
нарушением зрения
3.5
(слабовидящих) с
.
использованием
телефонного
взаимодействия
Организация обучения
инвалидов совместно с
4 другими воспитанниками
(в инклюзивных
условиях) в ДОУ
Предоставление детяминвалидам образования
по адаптированным
5
основным
образовательным
программам в ДОУ

6

7

8

Организация и
проведение курсов
повышения
квалификации
работников,
обеспечивающих
предоставление
образовательных услуг
детям-инвалидам
Организация работы по
адаптации
официального сайта
объекта для лиц с
нарушением зрения
(слабовидящих)
Осуществление надзора
и контроля за приёмом
на работу инвалидов в
пределах
установленной квоты

-

-

-

-

Нормативноправовая база, Администрация
приказы
ДОУ
учреждения

Увеличение числа
инвалидов, обучающихся
по адаптированным
основным образовательным
программам в ДОУ

Нормативноправовая база, Администрация
приказы
ДОУ
учреждения

Увеличение числа
инвалидов, обучающихся
совместно с другими
воспитанниками (в
инклюзивных условиях) в
ДОУ

Приказ МБДОУ

Приказы
учреждения

Приказы
учреждения

Повышение
профессиональной
компетенции руководящих
и педагогических
Администрация 2025работников по организации
ДОУ
2026
обучения и воспитания
годы
детей-инвалидов и детей с
ограниченными
возможностями здоровья
1
Расширение сферы
Администрация квартал предоставления услуг
ДОУ
2026 инвалидам с нарушением
года
зрения (слабовидящих)

Администрация
ДОУ

Согласно утвержденному
2025плану проверок о
2030 квотировании рабочих мест
для инвалидов

приложение №2 к приказу № 134
от «24» октября 2025 года
План - график организации и проведения обследования и паспортизации
объекта и предоставляемых услуг по обеспечению доступности для
инвалидов МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
№
п/п
1.

Наименование объекта

Адрес объекта

Дата проведения

МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов

ул.Школьная, 19

30.10.2025

приложение №5 к приказу № 134
от «24» октября 2025 года
Правила этикета при общении с инвалидами работников Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов
1. Общие положения
1.1. Правила этикета при общении с инвалидами работников Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
«Колобок» х.Денисов (далее — Правила) представляют собой свод общих
принципов и правил, направленных на соблюдение морально-этических и
нравственных норм, модели поведения работниками Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колобок»
х.Денисов (далее Учреждение) при общении с инвалидами и другими
маломобильными гражданами (далее — МГН).
1.2. Целью настоящих правил является — установление эффективного общения с
инвалидами и другими МГН, а также оказания им при этом необходимой помощи
в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими
лицами.
1.3. Каждый работник Учреждения должен принимать все необходимые меры для
развития коммуникативных компетенций, умений и навыков, необходимых для
эффективного общения при оказании помощи инвалидам и другим МГН.
1.4. Знание и соблюдение работниками положений Правил является одним из
критериев оценки качества их профессиональной деятельности, а также
необходимым условием для создания и поддержания репутации учреждения,
формирования положительной культуры общения при оказании помощи
инвалидам и другим МГН в Учреждении.
1.5. Неотъемлемой частью Правил является «Декларация независимости
инвалида».
1.6. Правила доводятся до всех работников Учреждения под личную подпись.
2. Основные коммуникативные навыки при общении с инвалидами — избегать
конфликтных ситуаций:
— внимательно слушать инвалида и слышать его;
— регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
— обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
— цивилизовано противостоять манипулированию;
— сомневаясь, рассчитывать на свой здравый смысл и способность к сочувствию;
— относиться к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважать.
3. Общие правила этикета при общении с инвалидами.
3.1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь
непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику,
которые присутствуют при разговоре.

3.2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать
ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом,
вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
3.3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо
или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с
вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный
момент вы обращаетесь, и назвать себя.
3.4. .Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а
затем спрашивайте, что и как делать.
3.5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми-инвалидами как с
взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо
знакомы.
3.6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то
инвалидной коляске — то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе,
и это тоже раздражает.
3.7. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека,
который ее использует.
3.8. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком,
испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте
терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не
договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на
самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить
вам, а вам — понять его.
3.9. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза
были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми,
кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас
было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, руки), не мешало.
3.10.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека,
который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите
ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые
плохо слышат, могут читать по губам.
3.11.Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся»
или «Вы слышали об этом…?» тому, кто не может видеть или слышать.
4. Правила этикета при общении с лицами с разными расстройствами функций
организма
4.1. Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при
передвижении:
• Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека.
Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и
понести человека без его разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте
помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным
ворсом.
• Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко
следуйте инструкциям.

• Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска
быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере
равновесия.
• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.
Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их
можно устранить.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по
плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать
голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек
имел возможность принимать решения заранее.
• Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет
проблем со зрением, слухом и пониманием.
• Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это
трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров)
передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не
утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости
и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее
передвигаться.
4.2. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение
или незрячими
• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите
так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за
собой.
• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях,
лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
• Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
Делитесь увиденным.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними
животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом.
Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не
попросят.
• Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек
должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не
освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не
к его зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте
руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а
дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь
взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его

рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз
называть того, к кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для
незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на
столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
• Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его
движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к
ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении
незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.
4.3. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха
• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не
затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то
предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением
вашего лица.
• Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует
много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете,
какой предпочесть, спросите у них.
• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки
неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий
уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как
человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать,
особенно в ухо, тоже не надо.
• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое
предложение. Используйте жесты.
• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический
или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или
электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно
понята.
• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще
переписываться.
• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных
помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце
или тень тоже могут быть барьерами.
• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через
переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а
не к переводчику.
• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего
спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим

навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из
десяти слов хорошо прочитываются.
• Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать
простые фразы и избегать несущественных слов.
• Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите
подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
4.4. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии
и проблемы общения, умственные нарушения
• Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
• Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не
уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
• Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
• Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему
собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили
ему.
• Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же
опыт, как и любой другой взрослый человек. Если необходимо, используйте
иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не
сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
• Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы
обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы
обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода,
последние события.
• Обращайтесь непосредственно к человеку.
• Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать
документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
4.5. Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические
нарушения
• Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с
психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или
замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый
взгляд на мир. • Не надо думать, что люди с психическими нарушениями
обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
• Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не
нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими
людьми с такой же формой инвалидности.
• Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других
склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя
спокойно.
• Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании
или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
• Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его
спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
• Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у
вас есть для этого основания.
4.6. Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в
речи

• Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в
ваших интересах.
• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в
речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил
свою мысль.
• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с
человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите,
лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте
этой беседе все ваше внимание.
• Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта
человека.
• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь
переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в
более медленном темпе, возможно, по буквам.
• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш
собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».